Оратория «Страсти по Брокесу» - Гендель Георг Фридрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Оратория «Страсти по Брокесу»
Оратория «Страсти по Брокесу»
Автор: Гендель Георг Фридрих
Произведение: «Mich vom Stricke meiner Sunden zu entbinden» («Освободив меня от цепей грехов») и «Ach, wie hungert mein Gemuthe» («Ах, как сжимается моя душа») -хор
Жанр: Хоровое песнопение
Год создания: 1716 г.
Стиль:Духовное произведение
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Mich vom Stricke meiner Sunden zu entbinden» («Освободив меня от цепей грехов») и «Ach, wie hungert mein Gemuthe» («Ах, как сжимается моя душа») – хоры из оратории Г.Ф. Генделя «Страсти по Брокесу». Сюжет оратории охватывает время Страстей Христовых от Тайной Вечери до Крестной Смерти и Погребения Спасителя. «Als Jesus nun zu Tische sasse, und er das Osterlamm» («Когда Иисус сел за стол есть Пасхального Агнца») – слова евангелиста, иллюстрирующие Тайную Вечерю. «Gott selbst, dir Brunnquell alles Guten» («Господь сам, источник всех благ») – слова дочери Сиона, в которых говорится о милости Божией к роду человеческому. Музыка оратории великолепно передает радость Тайной Вечери и скорбь Страстей Христовых.

История создания.

«Страсти по Брокесу» Г.Ф. Гендель написал на либретто влиятельного и известного немецкого поэта Генриха Брокеса по поэме «За грехи мира сего пострадавший и умерший Иисус». Поэт был новатором в сфере изменения традиционной формы оратории Страстей Христовых. В своем труде он задействовал все четыре Евангелия, также написал поэтические арии и речитативы и ввел несколько дополнительных персонажей (Дочь Сиона, верующая душа, хор верующих). До 1716 года и впоследствии на этот текст писали другие композиторы, но превзойти работу Генделя им не удалось.

В 1719 году состоялась премьера произведения в Гамбурге и была очень успешной. Впоследствии И.С. Бах, находясь под впечатлением произведения Г.Ф. Генделя, стилизировал «Страсти по Марку».

Отношение автора к вере:

Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.

С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.

Биография.

Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.

В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.

В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.

Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Mich vom Stricke meiner Sunden zu entbinden,

Wird mein Gott gebunden.

Von der Laster Eiterbeulen mich zu heilen,

Lasst er sich verwunden.

Es muss, meiner Sunden Flecken zu bedecken

Eignes Blut ihn farben.

Ja, es will, ein ewig Leben mir zu geben,

Selbst das Leben sterben.

Хор

Освободив меня от цепей грехов,

Господь сам был связан.

От язв пороков излечив меня,

Позволил Он истязать себя.

Он пожелал смыть пятно моих грехов

Своею кровью.

Да, чтобы дать мне вечную жизнь,

Он умер.

Evangelist

Als Jesus nun zu Tische sasse, und er das Osterlamm,

das Bild von seinem Tod, mit seinen Jungern sasse,

nahm er das Brod;

und wie er es dem Hochsten dankend brach,

gab er es ihnen hin und sprach:

Евангелист

Когда Иисус сел за стол есть Пасхального Агнца,

образ Своей смерти, со Своими учениками,

Он взял хлеб;

и, возблагодарив Господа на небесах,

преломил его и сказал:

Tochter Zion

Gott selbst, dir Brunnquell alles Guten,

Ein unerschopflich Gnadenmeer,

Fangt fur die Sunder an zu bluten,

Bis er von allem Blute leer,

Und reicht aus diesen Gnadenfluten

Uns selbst sein Blut zu trinken her.

Дочь Сиона

Господь сам, источник всех благ,

В неисчерпаемой милости своей

Пожелавший пролить кровь за грешников,

Проливший ее всю до капли,

Протягивает нам в милости своей

Свою кровь, чтобы мы пили ее.

Chor

Ach, wie hungert mein Gemuthe,

Menchenfreund, nach deiner Gute!

Ach wie pfleg ich oft mit Thranen

Mich nach dieser Kost zu sehnen.

Ach wie pfleget mich zu dursten

Nach dem Trank des Lebensfursten!

Wunsche stets dass mein Gebeine

Sich durch Gott mit Gott vereine.

Хор

Ах, как сжимается моя душа,

Человеколюбец, от Твоей доброты!

Ах, как часто со слезами

Я буду тосковать об этой пище.

Ах, как жажду я

Этого княжеского напитка жизни!

Как жажду я, чтобы мой прах

Через Господа с Богом соединился.

Оставить комментарий