Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Всенощное бдение» - духовное произведение А.Т.Гречанинова для солистов и смешанного хора а-капелла. Сочинение предназначено для богослужебного исполнения и написано на традиционный богослужебный текст. В музыкальном отношении это чрезвычайно сложное произведение, требующее большого профессионализма от дирижера, хор и солистов незаурядных способностей. Только в этом случае сочинение играет всеми своими красками. По этой же причине премьера сочинения была раскритикована - неопытный дирижер слишком перегрузил цикл нюансами и хотя Синодальный хор был одним из лучших в Российской Империи, публика встретила сочинение неоднозначно. Впоследствии это недоразумение было устранено и сегодня Всенощное Бдение входит в репертуар лучших музыкальных коллективов, также часто исполняются отдельные его части.
История создания
Александр Гречанинов явился новатором в русском церковном пении и одновременно он был последователем П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, собирателем старинных напевов. Именно это отражено в его духовных произведениях. Самобытность древнерусского церковного пения, выразительность композиторской школы и стиль А.Гречанинова отличает «Всенощное Бдение». Это произведение исследователи относят к композициям московского периода русской духовной музыки, впервые оно было исполнено в 1912 г.
Отношение автора к вере
По воспоминания самого композитора, он рос в религиозной купеческой семье. Отец часто пел церковные песнопения. По субботам и воскресным дням семья посещала богослужения. Александр пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Затем стал петь на клиросе и уже вдвоем с отцом дома пели духовные песнопения. Духовная музыка сопровождала композитора всю жизнь.
Биография
Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
олько будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано — у Николая Кашкина, по классу контрапункта — сначала у Лароша и Губерта, а затем — у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».
В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора, и для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. Окончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т. Л. Беркман.
Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки. В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова, и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства.
Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896—1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики. В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк. Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества. В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет — в Нью-Йорке (в переводе на английский язык). Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.
Музыкальное наследие Гречанинова велико.Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры, в которых композитор стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью,(включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1912 года), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
1. Благослови, душе моя, Господа.
2. Блажен муж.
3. Свете тихий.
4. Богородице Дево.
5. Хвалите имя Господне.
6. Воскресные тропари. Благословен еси, Господи.
7. От юности моея.
8. Воскресение Христово видевше.
9. Славословие великое.
10. Взбранной воеводе.