«Мёртвый Христос и Ангелы» - Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мёртвый Христос и Ангелы»
«Мёртвый Христос и Ангелы»
Автор: Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)
Местонахождение: Базилика Святого Антония, Падуя, Италия
Произведение: «Мёртвый Христос и Ангелы»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1446 – 1453 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, библейский сюжет

Описание произведения

 Бронзовый рельеф, изображающий Тело Христа после Его крестной смерти в окружении Ангелов, был создан великим Донателло в 1446 – 1453 годах для украшения базилики Сан-Антонио в Падуе.

На рельефе представлено поясное изображение усопшего Иисуса, по обе стороны от Него находятся плачущие Ангелы, держащие завесу. Измождённое страданиями тело Христа обнажено, только на чресла наброшен небольшой кусок ткани. Жизнь покинула Его, голова бессильно склонилась к правому плечу. Лик, обрамленный длинными волнистыми локонами и небольшой бородкой, спокоен – выражение боли и ужаса уже оставило его.

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3-7). Сын Божий выполнил земную Миссию, Своей жертвой искупив грехи человеческие. 

Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства. 

История создания

Бронзовый рельеф «Мёртвый Христос и Ангелы» был создан Донателло в 1440-х – 1450-х годах, в третий период его скульптурного творчества. Он украшает падуанскую базилику Сан-Антонио. Донателло работал в Падуе, на родине особенно почитаемого католического Святого, Антония Падуанского, около десяти лет. Для городского собора мастер выполнил величественный скульптурный алтарь с множеством статуй и рельефов. 

В конце XVI века алтарь был разобран, и до наших дней сохранилась только его часть. О том, как он выглядел первоначально, достоверных сведений не осталось. Сохранившиеся алтарные статуи Христа, Мадонны, Святых и рельефы, изображающие чудеса Святого Антония и Библейские сцены, позволяют оценить необычные художественные приёмы великого мастера. 

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).

В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.

 Биография

Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. 

Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли. 

Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер». 

Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму. 

Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями. 

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий