Тайная вечеря - Поленов Василий Дмитриевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

Евангельский сюжет Тайной вечери описывается всеми евангелистами и это не случайно. Последняя общая трапеза апостолов со Спасителем важна не столько потому, что была последней в земной жизни Христа, сколько потому, что символизирует единение всего человечества с Богом. Братские трапезы существовали ещё во времена Ветхого Завета. В Ветхозаветном храме приносились жертвы. В Новом Завете жертвой становится сам Господь, добровольно отдающий себя людям, тем самым объединяя их. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благословив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». (Мф.26:23; Мк.14:22-24). Литургическая составляющая Тайной Вечери – это установление Евхаристии, но помимо этого есть в ней ещё две сюжетные линии - урок безграничной любви и смирения, преподанный Христом (омовение ног) и предательство Иудой своего Учителя.

Основные типы изображения Тайной Вечери в искусстве формируют три основные темы – таинство Причастия, пример смирения и любви, преподанный самим Богом, грех предательства и обманутого доверия. Сюжет, изображающий Тайную Вечерю, может содержать разное количество участников. Объяснение этому находится в том, что вопрос присутствия Иуды при таинстве Евхаристии остается до сих пор не проясненным. Одни толкователи Священного Писания считают, что Иуда принимал участие в Вечери от начала и до конца, другие – что он присутствовал только при омовении ног, а после обращенных к нему слов Христа удалился и Таинств Причастия из рук Христа не принимал. Поэтому одни художники изображали одиннадцать, а другие двенадцать действующих лиц Тайной вечери, не считая Христа. Помимо этого, на некоторых изображениях присутствуют дополнительные персонажи: слуги, женщины (Мария, Мария Магдалина), когда художники стараются передать что вечеря - это ещё некое «торжественное застолье».

Апостолы на сюжете, как правило, изображаются одинаково, за исключением Иуды, который в большинстве случаев изображен с кошелем, ассоциирующим его с тридцатью сребрениками и предательством Христа. Он изображается без нимба, иногда с черной фигуркой за плечами, как символический знак предательства.

Различные вариации на тему Тайной Вечери отличаются друг от друга не только техническими приемами, художественным языком, но и смысловыми акцентами.

В картине «Тайная вечеря» Поленов представляет свое видение собрания Христа и его учеников. Он как будто наблюдает со стороны, словно случайный прохожий, который увидел на открытой террасе сидящих за низким столом и о чем-то разговаривающих людей. В создании картины Поленову помогли знания востока, полученные им во время поездки в Палестину. Художник не акцентировал внимание на Иисусе Христе, так же на картине даже не видно всех апостолов - суть её сводится к вечери как таковой, а не к чему-то значимому. Картина выполнена в темных тонах, что передает витающую в воздухе трагедию предательства. Зная условия жизни, архитектурные особенности строений и быт жителей Палестины, Поленов представил Христа с апостолами, сидящими на террасе обычного дома. Немалое внимание уделено деталям, приближающим зрителя к реальности изображения – старая стена, неровная колонна, поддерживающая крышу, круглый кувшин в углу, свечи – все это создает особенное ощущение единения с картиной.

История создания.

Картина «Тайная вечеря» была написана Поленовым в 1900 году. Это один из сюжетов земной жизни Христа, который входил в целую серию картин, посвященных этой теме. История сознания картин на евангельские сюжеты продолжалась на протяжении нескольких десятков лет жизни художника. В 1908 г. он писал Софье Андреевне Толстой: «Я с большой радостью покажу Вам мои картины из жизни Христа, мой «Евангельский круг», как я его называю. …попрошу Вас взглянуть на работу, которой я посвятил почти всю свою жизнь». Но прежде была большая работа, сбор материала. Накануне создания картины «Тайная вечеря» в 1899 году Поленов второй раз посещает Восток. Из путешествия он привез в основном пейзажные этюды, который дорабатывал на Родине и представил зрителям в 1903 году на 31-й Передвижной выставке. Работы произвели на зрителей сильное впечатление «свежестью и силой в красках». Особая роль этюдов становится более заметной по сравнению с прежними работами, более того, художник как бы сознательно нивелирует различия между картиной и этюдом, что отразилось даже в названии этюдного материала «Путь Христа в пейзажах».

Отношение автора к вере.

Тема веры для В.Д. Поленова была настолько важной, что он кропотливо изучал Евангелие (как каноническое, так и апокрифы), исторические труды по раннехристианскому искусству, современные ему новейшие исторические источники. Он говорил: «Меня с давних пор интересует всё, что относится к личности еврейского равви (учителя) Иисуса. По-арамейски Иешуа. Всё, что дали нам о Нём история, легенда, поэзия, всё это было мне всегда, в высшей степени дорого». Но отношение Поленова к современной ему церковной жизни и церкви в целом было негативным: «Из этого высочайшего учения любви люди создали узкое и жестокое притворное изуверство, называют это религией Иисуса Христа… Люди, называющие себя христианами, убивают, вешают, лгут, развратничают, грабят…».В понимании Василия Поленова Иисус Христос — это «добрый пастырь», учитель, врач душ и сердец, который приходя к людям приносит мир, согласие, любовь. И основной чертой самого Поленова, по мнению его знакомых и друзей, была доброта. Много доброго он делал не только своим близким и друзьям – простому народу его картины помогли понять красоту, гармонию этого мира и, конечно же, Евангелие.Цикл картин на тему земной жизни Иисуса Христа некоторые исследователи его творчества называют «Евангелием от Поленова».Значительное влияние на религиозное мировоззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. По словам его младшей дочери, неслучайно Василий Дмитриевич не любил Достоевского, у которого «все христоцентрично», ему гораздо ближе был Толстой с его установкой на нравственное совершенствование. Наталья Васильевна Поленова, вспоминала, что для отца земная жизнь Иисуса Христа всегда была нравственным ориентиром, а Его личность — идеальной, гармоничной. Человек должен стремиться к этому эталону но, по убеждению Поленова, этот эталон достижим. Такое восприятие христианства и объясняло нетерпимость самого Поленова к человеческим порокам, которые он видел в современной ему Церкви, что является своеобразным парадоксом.

Биография.

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в усадьбе Борок Тульской области (ныне Поленово). Его отец – археолог и библиограф Д.В. Поленов, мать – Мария Алексеевна Воейкова, была художником-портретистом, родной внучкой знаменитого архитектора Н.А. Львова.

В 1863 году, после получения среднего образования, Василий Поленов поступил в петербургскую Академию художеств, одновременно посещал лекции на юридическом факультете университета.

В 1872 году с отличием оканчивает оба курса, за что награждается поездкой от Академии в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь, долгое время жил в Париже.

В 1876 году Поленов отправляется добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну. Спустя три года в 1879 году он вступает в общество художников-передвижников. В последующие периоды 1881-1884, 1894-1895, 1899, 1909 много путешествует, посещая Ближний Восток, Грецию, Италию.

В период с 1882 по 1895 г. В.Д. Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В1893 году его избирают действительным членом Академии художеств.

С 1910 года круг его интересов расширяется – он занимается развитием провинциальных театров, становится руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

Картины Поленова – это разножанровые произведения. Среди них иисторико-религиозные картины – «Христос и грешница» (1886-1887), «Среди учителей» (1896), а такжецелый цикл картин о жизни Иисуса Христа,серия этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат (1877 г.), пейзажная живопись -«Московский дворик» (1878г.), «Бабушкин сад»(1879г.), «Заросший пруд» (1880 г.), Золотая осень» (1893 г.) и др.

В разное время своей жизни Василий Дмитриевич создавал театральные декорации, по его эскизам были построены церкви в Абрамцево (совместно с В. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой в 1906 году.

Последние годы жизни художник провел в созданной собственными руками и по собственному проекту усадьбе Борок, в которой он организовал музей художественных и научных коллекций. Умер художник 19 июля 1927 года.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий