Тайная Вечеря - Сальвадор Дали

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

Центральным образом, объединившем в себе сотериологическое и эсхатологическое учение, о котором повествуют все четыре евангелиста с разными подробностями, является картина Сальвадора Дали «Тайная Вечеря». Это и свершившаяся более 2т. лет назад в сионской горнице Пасхальная трапеза - акт исторический, временной и в то же время акт Жертвенный, вневременной, совершенный тогда и не прекращающий совершаться даже до “скончания Века”. На этих двух аспектах - историческом и сотериологическо-эсхатологическом - зиждется иконописная символика Тайной Вечери, изображающая Иисуса Христа с учениками за столом в горнице (бывают вариации, но обычно извод такой), вкушающими хлеб и вино - символ Причастия, Плоти и Крови Христа.

Сотериология -учение о Спасении Богом падшего человека через Воплощение Иисуса Христа, проповеданное нам через апостолов в Новом Завете, включает в себя так же учение о Предвечном Совете - Боговоплощении, Искуплении, Воскресении, Вознесении (Обожении). Эсхатология -христианское учение Церкви о судьбах мира, грядущем Втором Пришествии и Страшном Суде, а также о суде частном, предстоящем каждому человеку после его смерти. Эсхатологические темы также достаточно представлены в Новом Завете - это прежде всего книга Апокалипсис ап. Иоанна Богослова, его грозные видения Страшного Суда, гибели Земли, заточения Сатаны и наказание грешников и, наконец, торжество Бога вместе с избранными на Новой земле. Много эсхатологических тем мы находим и в Четвероевангелие, где близкие, локальные катастрофы переплетаются с катастрофами грядущими, мировыми.

История создания.

Картина Тайная Вечеря относится к зрелому творчеству Сальвадора Дали, в это время художник обращается к религиозной тематике и пишет серию работ религиозно-мистической направленности, но наиболее полной по сотериологическо-эсхатологическому содержанию является именно эта работа.

Дали переосмысливает многие изображения Тайной Вечери, особенно, считающуюся за непревзойденный образец, фреску Леонардо Да Винчи, уходя от видимой исторической составляющей он наполняет картину символами четкой теологической концепции. У Дали вся внешняя обстановка Тайной Вечери сплошь символична, вневременна, внеисторична. Нет ответов на вопросы где и когда, но есть ответ на самый важный вопрос - зачем? Иерусалимская горница Дали - модерновый стеклянный многогранник, залитый то ли утренним, то ли вечерним светом, являет собой некий отправной пункт в Вечность, возможно это уже чертоги Небесного Царя, где сияет незаходимый Свет Невечерний. Пейзаж за окном, напоминающий нам окруженное горами Галилейское море, по которому любил плавать Господь с учениками, на самом деле является пейзажем Кадакеса (испанского рыбацкого поселка, где любил отдыхать Дали). Ученики Господа склонились за столом в коленопреклоненных позах по образу монашеского причастия. Изображение Иисуса Христа, хозяина и виновника Торжества- полупрозрачное, являет собой божественную и одновременно человеческую природу Христа. Там, над прозрачным куполом горницы, мы видим часть фигуры с распростертыми руками и угадываем в ней Распятого и уже Воскресшего Христа. Здесь, в горнице, встречаются два духовных вектора, первый - исторический, бытийный, направленный вперед, в будущее, второй - сотериологический - от Бесконечности к тварному. Горница становится Небом на земле, Новой землей, вино и хлеб - Плотию и Кровию Христа. Зачем? Чтобы разбудить спящих...

Отношение автора к вере.

С конца 40-х г. на протяжении почти 20 лет художник работает в новом для себя направлении христианского мистицизма, перейдя от небольших сюрреалистических полотен к огромным мистическим: “Вселенский собор”, “Распятие”, “Тайная Вечеря” и др. В 1951 году, после возвращения в Испанию, Дали опубликовал свой «Мистический манифест» в котором обвиняет современное искусство в атеизме и материализме и, поскольку имя “Сальвадор” означает “Спаситель”, то он обязан "спасти современную живопись от лености и хаоса". “Я хочу, чтобы мое изображение Христа несло больше красоты и радости, чем все остальные, созданные до этого дня. Я хочу написать Христа, который будет во всех отношениях противоположностью работам материалистов и варварскому изображению Христа у Грюневальда”.

Биография.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в каталонском городе Фигерасе. Отец художника был нотариусом, мать домохозяйкой, именно она воспитывала Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию в католической традиции. Сальвадор рос эксцентрическим и своенравным ребенком, но уже с раннего детства у него проявился талант к рисованию, развивать который помогал друг семьи художник-импрессионист Рамон Пишо. До 1921 г. мальчик жил с семьей в Фегерасе, учился в школе, параллельно учился рисованию в муниципальной художественной школе пока не случилась трагедия - смерть от тяжелой болезни его матери, после чего Дали уезжает в Мадрид и поступает в Академию изящных искусств, из которой был исключен через 4 года за недостойное поведение; художник покидает Испанию и переезжает в Париж. С этого времени Дали начинает поиски своего художественного стиля, через реализм, кубизм, дадаизм к сюрреализму. В Париже Дали сближается с Андре Бреттоном, основателем и идейным вдохновителем сюрреалистической группы поэтов и художников, пропагандирующих интуитивизм, отказ от логики, моральных устоев и эстетики, фрейдизм, метафизику; здесь же знакомится со своей будущей музой и супругой Галой (Еленой Дьяконовой). В 1934 г. они официально заключили брак. В 1936 г. Дали разрывает отношения с Бреттоном, уезжает в путешествие по Италии, затем, в начале Второй мировой войны, переезжает в США, где занимается не только живописью, но и пишет мемуары, работает как сценограф и дизайнер, сотрудничает с Диснеем и А. Хичкоком. С конца 40-х г. на протяжении почти 20 лет художник работает в новом для себя направлении христианского мистицизма. В 1951 году, после возвращения в Испанию, Дали опубликовал свой «Мистический манифест».

Испанию художник больше не покидал до конца жизни. Умер Сальвадор Дали в 1989 г. в своем родном городе Фигерасе, в выкупленном у муниципалитета и превращенном им в жилой музей-лабиринт, с авторскими инсталляциями и дизайнерской мебелью от Дали, здании театра.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий