Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На картине изображена последняя трапеза Христа с учениками в «страстной четверг», описанная всеми четырьмя евангелистами. В это время произошли сразу несколько важных событий: омовение Христом ног учеников, благословение хлеба и вина, то есть установление таинства Евхаристии, а также предсказание Иисусом предательства Иуды. Эпизод благословения Рубенс делает центральным сюжетом полотна: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сие чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19-20).
Иисус, одетый в плащ алого, царственного цвета и осененный нимбом, изображён в центре композиции. В одной руке он держит круглый хлеб, осеняя его выразительным жестом и обращаясь при этом взором к Отцу небесному. Плоскость стола намеренно пуста, чтобы придать ещё большее значение священным атрибутам - высокому прозрачному бокалу с вином и хлебу. Апостолы, окружившие Учителя тесным кольцом, пытаются осознать сакральную важность события – установление таинства Причастия и, в сущности, основание Церкви. Все они возбуждены и охвачены преувеличенной эмоциональной реакцией, и только Иуда находится уже за пределами их круга. Он смотрит не на Христа, а отвернувшись, прямо на нас; и мы угадываем в его напряженном взгляде и мучения от осознания содеянного, и страх быть узнанным и разоблаченным.
Художник использует традиционную для Средневековья и Возрождения иконографию, когда фигура Иуды показывается отдельно, по другую сторону стола, напротив Христа. Фигуры, написанные смелыми, свободными мазками в теплых тонах, помещены в окружение грандиозной классической архитектуры. Уравновешенная, выверенная композиция дает отсылку к итальянскому искусству, а богатые нюансы колорита сообщают о приверженности мастера венецианской живописной школе.
История создания
Как и многие поздние полотна Рубенса, произведение исполнено при помощи ассистентов, то есть мастер собственноручно написал только небольшой эскиз. Картина была заказана Катериной Лескуер по случаю смерти отца. Когда-то она украшала часовню Сантиссимо Сакраменто в церкви св. Ромуальда фламандского города Мехелен и была дополнена двумя пределлами со сценами Страстей Христовых, которые сейчас находятся в Музее изящных искусств города Дижона. Сама же «Тайная вечеря» в 1813 г., в числе пяти других живописных полотен фламандских художников, отослана в Пинакотеку ди Брера взамен многих произведений искусства, изъятых Наполеоном из Милана.
Отношение автора к вере
Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан вхристианской вере. Вера и тонкое понимание человеческой природы сделали из нидерландского художника, по словам Э. Делакруа, настоящего «Гомера живописи».В течение всей своей жизни Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежит никаким сомнениям. По их заказам он создал множествокартин на библейские сюжеты.
Одной из важных миссий художника, которой он отдавал немало сил и времени, была дипломатия. Так, Рубенс участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Он искренне хотел, чтобы прекратилась война, раздиравшая его родину. Где быне оказывался Рубенс,он создавал картины, отражающие христианскую суть человека – доброту и любовь к ближним и Богу. Жизнь самого живописца всегда была наполнена радостью и душевным равновесием, столь необходимыми для изнуряющего творческого труда.
Биография
Рубенс родился в многодетной семье и провел детство в городке Зиген, в Вестфалии. В 1587 г. после смерти отца семья вернулась в Антверпен, где мальчик поступил в латинскую школу. С 1591 г. одарённый и разносторонне образованный Петер Пауль начал изучать живопись. Его довольно посредственные учителя не оказали на будущего художника особого влияния, но уже в 1598 г. он был принят в гильдию св. Луки, а в 1600 г., благодаря поддержке своей матери, Рубенс отправился в Италию, где продолжил свое образование, изучая античные образцы и творения величайших мастеров Возрождения. В Мантуе он поступает на службу к герцогу Винченцо I Гонзаге, для которого пишет портреты и копирует знаменитые картины. Тогда же начинается и его блестящая дипломатическая карьера.
Под влиянием живописи академистов развивается его феерическое мастерство композиции, а работы Караваджо увлекают своей трактовкой светотени. В 1609 г., сложившись как художник, Рубенс возвращается во Фландрию, где становится придворным живописцем эрцгерцога Альберта, и вскоре женится на дочери богатого нотариуса – Изабелле Брандт. Уже первые произведения, выполненные в Антверпене, принесли ему большой успех и признание.
Количество заказов настолько огромно, что, начиная с 1615 г., Рубенсом были организованы художественные ателье, где он создавал картины, совместно со своими помощниками-учениками. Некоторые из них (А. ван Дейк, Я. Йорданс) впоследствии сами стали знаменитыми художниками. Картины тщательно дорабатывались мастером, так что «благодаря последнему красочному слою к ним следует относиться, как к творениям его кисти». Почти всю жизнь художник продолжал выполнять различные дипломатические поручения наряду с художественными заказами, которые он принимал от монархов Испании, Франции и Англии.
С 1630 г., преодолевая тоску по умершей Изабелле, мастер женился на красавице Елене Фоурмен, порвал с дипломатией и переехал в загородный замок.Теперь он пишет больше картин для себя, воплощая темы интимного бытия и пейзажа. Рубенс создал многочисленные монументальные полотна, проявляя себя виртуозным мастером барокко, обновив национальную школу живописи и создав уникальный идеал фламандской красоты, прославляющий пышность тела и торжество жизненной силы. Художник ушел из жизни 30 мая 1640 г.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.