Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
На картине Репина изображена последняя трапеза Христа с апостолами, на которой произошли три важных события — установление таинства Причащения, омовение ног учеников и предсказание Христом предательства Иуды: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». (Мф. 26: 20-21). Последнее событие Репин делает центром своей картины, изображая момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе.
На переднем плане мы видим Иисуса в белых одеждах. Спаситель положил левую руку возле чаши, его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Господа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Репин выделил его чуждую и даже враждебную собравшимся фигуру пространственно (Иуда сидит с краю на углу), с помощью цвета (черные одежды), а также невозмутимостью на фоне общего волнения и смятения.
На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус, что символично указывает на божественный свет его учения. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов. Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени. В такую же тень погружена душа усомнившегося в истинности учения пришедшего в мир Мессии.
История создания.
Евангельские темы возникали в творчестве Репина большими циклами. В 1880-1890-е годы он разрабатывает их в графических листах в свойственной ему рисовальной манере, с открытой темпераментностью: «Христос среди учеников после воскресения», «Христос и блудная жена», «Христос и Никодим», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос и Иуда» и ряд других. В эти же годы и позднее Репин обращается к живописным эскизам на сюжеты из Нового Завета, останавливаясь на самых драматических эпизодах: «Истязание Христа», «Гефсиманская ночь». Возникновение этого цикла связано со многими составляющими. С одной стороны, обращение к данным сюжетам было связано с душевным состоянием самого художника, посетившего женский монастырь Никольская пустынь под Харьковом, где подвизалась его сестра. С другой стороны, к столь драматичным сюжетам его сподвигли печальные семейные обстоятельства - фактический распад семьи. Наконец, рассуждения над евангельскими сюжетами помогли живописцу завершить ряд больших полотен на современные темы: «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Перед исповедью» и т.д., где художник уподоблял современные события и героев картин евангельским прототипам, придавая жизненным событиям значение общечеловеческого нравственного идеала.
Произведения на библейские и евангельские сюжеты не всегда были бесспорной удачей Репина. Но над каждым из них художник трудился с полным самозабвением, с абсолютным погружением в поставленную задачу. Картина «Тайная вечеря» в полной мере продолжает линию репинского психологизма, где художнику удалось мастерски раскрыть характеры учеников Христа. Как тонкий психолог Репин продемонстрировал глубину падения Иуды, которая внешне передается холодной невозмутимостью предателя.
Отношение автора к вере.
Илья Репин воспитывался в благочестивой семье. С юных лет Илья Ефимович работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание. Художник чувствовал, что именно Богом ему дан живописный дар, который должен послужить на благо общества. Всю жизнь художник считал себя православным христианином, хоть и не имел ту степень воцерковленности, какую имели его мать и сестра монахиня. Глубину религиозного чувства живописец приобретал постепенно, собирал их по крупицам, обучаясь в иконописной артели, занимаясь переосмыслением библейских сюжетов.
Долгое время художник мечтал увидеть евангельские места, потому в 1898 году он отправился на Святую Землю. Своими впечатлениями И.Е. Репин делится в письмах: «Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион — от всех мест веет бессмертной думой».
Известно, что с возрастом человек становится более ответственным перед душою. И И.Е. Репин в этой связи не был исключением. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре последними словами угасающего И.Е. Репина были: «Христос со мною». В этих штрихах к портрету художника нет ничего необыкновенного для человека, прошедшего долгий и искренний путь познания истины.
Биография.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.
В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).
В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.
С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.