yandex

«Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи - Леонардо Да Винчи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

«Тайная вечеря» — наиболее совершенное и законченное творение Леонардо да Винчи. Монументальная роспись повествует о событии Нового Завета — последней трапезе Иисуса Христа с Его ближайшими учениками, во время которой Он и передал ученикам то таинственное действие, которое впоследствии стало именоваться Евхаристией.

О таинстве, явленном Христом, упоминают все Евангелия, а также Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Оно прямо связано с предательством Иуды: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». (Мф. 26:20-21).

Леонардо изобразил кульминационный момент Тайной вечери: только что прозвучали слова Иисуса о том, что один из учеников предаст Его. Эти слова породили волнение среди апостолов: «Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?». (Мф. 26:22). —Леонардо изобразил бурную реакцию учеников, придав каждому из них индивидуальный характер. В этой гамме поз и жестов Иисус остаётся спокоен и молчалив. Эмоции апостолов сиюминутны, они подвержены страстям, в бесстрастном же лике Иисуса застыла Вечность. Жестом разведённых рук Он прощает преступления людей — и то, которое уже совершено против Него, и то, что будет совершено этой ночью и завтра, и те, которые лежат на совести человечества испокон веков. Он всё знает и смиренно принимает путь искупления.

Друг художника, Лука Пачоли писал, что изобразить сцену после слов: «один из вас предаст меня», — нельзя было более достойно, чем это сделал Леонардо. Фигуры апостолов сгруппированы по трое. По правую руку Христа расположены Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; Иуда Искариот, Пётр и Иоанн. По левую — Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; Матфей, Фаддей и Симон. В живописных произведениях на сюжет «Тайной вечери» Иуда отделяется от апостолов и изображается по другую сторону стола, но Леонардо помещает его среди остальных учеников. Иисус предсказывает: «…опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня». (Мф. 26:23). Иисус и Иуда здесь одновременно тянутся к хлебам. В то же время жест Иисуса — указание на таинство Евхаристии: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». (Лк. 22:19).

Фигура Христа представляет композиционный и смысловой центр и отделена от учеников в пространственном и световом решениях. Иисус выделен светом на фоне трёхчастного оконного проёма. За Его спиной замкнутое пространство трапезной распахивается необъятным пейзажем, выполненным с характерной для Леонардо воздушной перспективой и приёмом сфумато. Точка схода перспективных линий находится не на фигуре Христа, но на одной оси с Ним, в пространстве за оконным проёмом. Художник уводит трагедию за пределы преходящего, подчёркивает Вселенский, вневременной характер события.

История создания

Работа была заказана герцогом Лодовико Сфорца для церкви доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Известно, что Леонардо не работал над произведением непрерывно. Роспись выполнена в технике альсекко, то есть темперой на сухой стене, покрытой гипсом и смолами (в отличие от фрески, которая производится по сырой штукатурке и выполняется быстро). Техника дала возможность Леонардо работать над произведением столько, сколько он посчитал нужным. По свидетельствам современников, художник мог несколько дней не прикасаться к работе, лишь наблюдая за ней и размышляя, а иногда забежать ненадолго в храм, чтобы сделать пару мазков. Способ мышления Леонардо заключался в целостном видении произведения. Получив какой-либо заказ, он мог сразу приступить к изготовлению лака для финального покрытия картины, ещё не приступив к созданию эскиза. Леонардо одновременно держал в голове множество разных идей и проектов. Многие его работы остались незаконченными, но «Тайную Вечерю» он представил, будучи уверенным в совершенстве её композиции и живописи. К сожалению, техника, в которой выполнена роспись, не обеспечила ей должной сохранности. Её положение усугубилось многочисленными повреждениями. Фреска чудом сохранилась при бомбардировке церкви во время Второй мировой войны.

Отношение автора к вере

Эпоху Ренессанса нередко считают временем отхода от духовных начал, но это ошибочное мнение. Справедливо будет заметить, что в это время меняется лишь отношение к месту человека во Вселенной. Присущий Ренессансу антропоцентризм всегда существовал в божественной системе координат. Человек, созданный по образу и подобию Бога, наделялся колоссальной ответственностью: он должен был с достоинством и добродетелью управлять творением Бога. Восхищение Творцом проявлялось у Леонардо в постижении всего разнообразия природы. Он оставил множество дневников и неоконченных трактатов, посвящённых искусству, с которым создано всё богатство Божьего мира. Он наблюдал и перечислял множество видов животных и растений, природных явлений, поведение воды в морях, реках, озёрах, ручьях и источниках. Он отмечал тончайший художественный вкус, с которым создана природа, описывая всевозможные оттенки времени дня и года, нюансы зелени при разных погодных условиях. Возможно, трактаты не были закончены из-за невозможности объять божественный замысел. Живопись была также для Леонардо наукой — наукой познания созданного Творцом мира.

Биография

Леонардо да Винчи — итальянский живописец, скульптор, естествоиспытатель, исследователь, один из крупнейших представителей эпохи Высокого Возрождения. Леонардо воплотил в себе идеал ренессансного гуманизма, стал синонимом «универсального гения». Его интересы включали изобразительное искусство, архитектуру, математику, астрономию, ботанику, анатомию, геологию, военную инженерию, музыку.

Леонардо родился в 1452 году в небольшом итальянском городке Винчи недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки по имени Катерина. В 1466 году, в возрасте 14 лет, Леонардо поступил подмастерьем в одну из лучших флорентийских мастерских скульптора и живописца Андреа Веррокьо, среди учеников которого были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренци ди Креди. Леонардо познакомился с гуманитарными и естественными науками, обучился рисованию и живописи, а также приобрёл навыки работы с металлом, гипсом и кожей. В 1472 году, в возрасте 20 лет, Леонардо вступил в Гильдию Святого Луки и смог самостоятельно исполнять заказы.

С 1482 по 1499 год он работал в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца, где был задействован во множестве проектов, включая создание внушительных размеров бронзовой конной статуи кондотьера Франческо Сфорца (была осуществлена только его гипсовая модель) и разработку театрализованных представлений. Здесь он также исполнил «Мадонну в скалах» для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан Франческо Гранде и «Тайную вечерю» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

В 1499 году, с началом Второй итальянской войны, Леонардо покинул Милан и ненадолго перебрался в Венецию, где служил военным инженером и архитектором. В 1500 году он, вероятно, вернулся во Флоренцию, где получил заказ от монашеского ордена сервитов на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. Согласно биографу Джорджо Вазари, «монахи взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов, он сделал картон с изображением Богоматери, святой Анны и Христа, который не только привёл в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролёт мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворённые Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ».

В последующие годы Леонардо состоял на службе военным инженером у Чезаре Борджиа, сына папы Александра VI. Вернувшись во Флоренцию, он работал над ныне утраченной фреской «Битва при Ангиари» (впоследствии Питер Пауль Рубенс выполнил копию её подготовительного картона) и вновь посетил Милан.

С 1513 по 1516 годы Леонардо обосновался в ватиканском Бельведере, при папе Льве X, где в то время работали Рафаэль и Микеланджело. 19 декабря 1515 года да Винчи присутствовал при встрече французского короля Франциска I с папой Львом Х. В 1516 Леонардо принял приглашение Франциска и поселился в замке Кло-Люсе неподалеку от королевского замка Амбуаз. Во Францию он забрал с собой самое известное ныне его творение — портрет «Моны Лизы».

Леонардо да Винчи ушёл из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. По свидетельству скульптора Бенвенуто Челлини, король Франциск сказал о да Винчи: «Никогда прежде мир не рождал человека, который знал бы столько, сколько знает Леонардо. И не только о живописи, скульптуре и архитектуре… Он был прежде всего великим философом».

Автор текста: Екатерина Деменина.

Оставить комментарий