Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
На картине Ге изображена последняя трапеза Христа с апостолами, на которой произошли три важных события — установление таинства Причащения, омовение ног учеников и предсказание Христом предательства Иуды: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:20-21). Последнее событие Ге делает центром своей картины.
При изображении «Тайной вечери» художники издавна пользовались канонизированной расстановкой фигур. Часто это бывала центрическая, симметричная композиция, где посередине помещался Христос. Ге отказался от подобного решения. Композиция его картины асимметрична, полна внутренней динамики. Мастер резко противопоставил одинокую фигуру Иуды остальным участникам, среди которых выделил Христа, Петра и Иоанна. Напряженный, красновато-золотистый колорит, контрасты освещения, беспокойный ритм темных и светлых пятен усиливают настроение трагизма происходящего.
Светильник, поставленный на пол, ярко освещает стол и лица двух апостолов – молодого Иоанна, слева, и пожилого Петра, справа. Их Ге стремится наделить выразительными эмоциями: Иоанн наивен и не может поверить, что Иуда способен предать Учителя, во взгляде Пётра читается глубокое возмущение. Спаситель, напротив, не выражает эмоций и погружён в себя. Он представлен в момент глубокого раздумья, в скорбно сосредоточенном выражении его лица сквозит печаль. Примечательно, что, в соответствии с Евангелиями, Христос именно «возлежит».
Суровая непреклонность уходящего Иуды ощущается в его упрямо опущенной голове, и в той решительности, с которой он натягивает покрывало. Ге сумел показать в Иуде не мелкого корыстолюбца, а человека волевого, действующего во имя убеждений.
История создания.
Из биографии Николая Николаевича Ге известно, что «Тайная вечеря» появилась в начале 1860-х годов, после довольно сложного периода молчания. Кризис Ге объяснялся тем, что в конце 1850-х – начале 1860-х годов он, почти фанатично поклоняющийся гению Карла Брюллова, жил в итальянской столице в среде художников, которых называли «русской колонией в Риме». Там Ге постепенно начинает понимать, что брюлловская романтическая отрешённость не может больше ничего дать ему в творческом плане, потому на время художник совсем оставил искусство.
В подавленном состоянии духа Ге уехал из Рима во Флоренцию. Именно там ему в руки попала книга «Жизнь Иисуса» немецкого историка и теолога Давида Штрауса. Когда Ге добрался до главы о Тайной вечере, он внезапно осознал, что видит её героев как живых и ясно понимает их чувства и их мотивы, а также, что у него, больше года ничего не писавшего, перед глазами теперь стоит готовая картина. «Образы Христа, Иоанна, Петра и Иуды стали для меня совершенно определительны – живые, – признавался Ге, – я увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом... Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ Него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт... Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза».
Живописец долго подбирал моделей для своего великого произведения среди друзей и знакомых, находя внешнее или внутреннее сходство с учениками Христа. Апостола Петра он написал с себя, а для образа центрального персонажа отправной точкой послужило лицо Герцена, хотя Ге сам признавал, что идеальной натурой, подходящей для этой великой личности, не может быть никто.
В традиционной иконографии Тайной вечери сакральным центром картины всегда был стол. Ге существенно динамизирует, ломает эту уравновешенную композицию. Для зрителя всё выглядит приблизительно так, будто он случайным свидетелем попадает в комнату и прямо на входе лицом к лицу сталкивается с уходящим Иудой, накидывающим плащ.
Ге стремится передать правду исторической коллизии, на основе которой можно проводить в мир нравственно-этические и духовные ценности. Картина «Тайная вечеря», явившаяся Ге как откровение, потрясла зрителя правдой обстановки, ситуации и чувства.
Отношение автора к вере.
«С раннего детства я ничего так не любил, как заниматься искусством, и готов был переносить все невзгоды, и всегда переносил их терпеливо», ‒ так писал в своих дневниках Николай Ге. Художник осознавал, что талант живописца дарован ему Богом, он верил в огромную воспитательную роль искусства, в его общественное и духовное назначение. Полные напряженного драматизма, эмоциональные, смелые по художественному решению, картины Ге овеяны романтикой, возвышенны по заключенному в них смыслу. Все творчество живописца проникнуто благородной идеей духовного совершенствования человека. А ориентир и нравственный идеал у художника был один – Иисус Христос с его любовью, жертвенностью и обещанием спасения!
В поисках идеала добра и справедливости, Ге часто обращался к евангельским сюжетам, вкладывая в них реальное содержание. Художник пытался понять Евангелие не отвлечённо, а сугубо психологически – сделать события почти двухтысячелетней давности эмоционально понятными. «Творчество – это тоже молитва», - сказал Александр Мень. Своим творчеством Ге приобщал не только к изобразительному искусству, но прежде всего к идеям Христа– к любви, состраданию, христианской вере.
Биография.
Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев. По окончанию там гимназии, Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 году он бросил науку и поступил в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы».
В 1857 году художник был отправлен за границу. За шесть лет путешествий, Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). В 1860 году он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи.
В начале 1864 года Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.) Он также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1867 году он посылает это полотно на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду».
В 1870 году Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 году он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной.
В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). На время Николай Ге отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. Затем он продолжил писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге. Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.