yandex

Тайная вечеря - Якопо Бассано (Джакопо да Понте)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

На картине запечатлен известнейший библейский сюжет: последняя трапеза Христа со своими учениками, на которой Иисус преподал им таинство Евхаристии и поведал, что один из них предаст его. «Когда настал вечер, Он приходит с Двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?». (Мк. 14:17-19). Именно этот момент из Евангелия изобразил Якопо. Выбор этого сюжета не случаен. Влияние оказала фреска Леонардо да Винчи с одноименным названием и все больший интерес художника к библейским сюжетам. Отличительной особенностью работы Бассано является его художественная манера, так как он сочетает в своей живописи элементы разных направлений и школ. Бассано – это смесь Ренессанса, маньеризма, барокко и реализма, что делает его работы особенными. И именно поэтому «Тайная вечеря» обладает такой оригинальностью. Бассано переносит своих героев в крестьянскую среду, при этом добавляя в композицию множество деталей. Кроме самих Апостолов, спорящих и возражающих против утверждения Христа, можно заметить огромное количество элементов – еда на столе, посуда, кувшины, сосуд под столом, крадущаяся кошка и мирно дремлющий щенок, пухлые, босые ноги участников действа, складки скатерти. Эта детальность свойственна для маньеризма, как и реализм в изображении тела человека. Поэтому нельзя не заметить мускулистые и загорелые руки участников вечери, с проседью бороды, выразительные глаза. Перед нами действительно крестьяне-труженики. Якопо полностью отходит от античных традиций при изображении пропорций человеческого тела и обращается к образам людей своего времени.

Особое значение художник уделяет символике. Все предметы на столе имеют символическое значение. Гранат – символ воскрешения, яблоко – грехопадения, ягнёнок – жертвенности. Кошка олицетворяет предательство, а собака – символ верности. В картине чувствуется динамизм, каждый человек с полотна – отдельно взятая, подробно описанная личность. Но вместе, в переплетении тел, они представляют собой живую композицию. Духовность и реализм объединились в одном пространстве.

История создания.

Обращение к этому сюжету из Евангелия не случайно. Эти годы были для Бассано тяжелыми, он потерял отца, верного помощника в его становлении художника. По сведениям, оставленным в записках его братьев, Бассано очень переживал утрату и все больше стал обращаться к религиозным сюжетам, читал Библию, был погружен в себя. Известно, что свою версию известнейшего библейского сюжета, последней трапезы Христа со своими учениками, Бассано написал под воздействием одноимённой фрески Леонардо да Винчи. Мы видим тот момент, когда Иисус уже объявил, что один из его апостолов предаст. Бассано создал свою трактовку «Тайной вечери», проникнутую силой, накалом.

Отношение автора к вере.

Якопо Бассано можно отнести к тем художникам, для которых вера оказала важную роль в формировании личности и творчества. Родился и воспитывался Якопо в небольшом провинциальном городе Бассано, где свято хранились заветы предков, забытые в крупных городах Италии. Семья художника так же чтила древний уклад города. Его отец Франческо да Понте был образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и вопросами духовной жизни. Мать художника была глубоко религиозной женщиной. Можно отметить интересный факт из детства художника, описанный искусствоведами Италии: Якопо очень интересовался темой предательства Иуды. Его заботил вопрос, зачем Иуда так поступил и как это можно изобразить в живописи, о чем говорил с отцом во время обучения в его мастерской. Поэтому не удивительно, что именно после смерти отца он решил создать полотно, посвященное Тайной Вечере. И хочется отметить еще раз, что его картина это воплощение вопроса – кто есть предатель? В картине чувствуется безысходность, тревожное пророчество, скорбь, вся палитра чувств, которую может прочувствовать зритель, знающий, чему посвящен сюжет этого шедевра.

Биография.

Якопо да Понте, прозванный Бассано (по названию своего родного города), родился около 1500 года в семье художника Франческо да Понте. Учился живописи в мастерской отца. Совместно с отцом он написал несколько картин в течение пяти лет, а в 1515 году уехал учиться в мастерскую Бонифацио Веронезе в Венецию, где вскоре проявил себя выдающимся и талантливым художником. Важно отметить, что Бассано достаточно быстро занял важное место среди мастеров венецианской живописи позднего Возрождения. Якопо - один из немногих мастеров Италии второй половины XVI века начал уходить от изображения главных героев по правилам античности и обратился к образу человека своего времени.

В Венеции художник не остался, и в 1540 году, получив из дома известие о смерти отца, вернулся в Бассано. Его искусство этого времени переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными. От изображения отдельных персонажей, живописец приходит к устойчивым уравновешенным группам согласно канонам Высокого Возрождения. Семейная жизнь Якопо тоже претерпевает изменения: он обзавелся семьей, и в 1549 году появляется на свет сын Франческо, который продолжит дело отца. С этого момента жизнь художника текла спокойно. В основном писал работы для городских и окрестных церквей, проводил больше времени в кругу семьи, мастерил интересные предметы для украшения своего дома и сада. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками в его мастерской. В середине 1570–х годов Якопо Бассано решил попробовать себя в новом для себя жанре – в монументальной росписи. Он создал фрески Капеллы дель Розарио, которые являются шедевром искусства XVI века. Несмотря на то, что Бассано работал в небольшом городке, он был одним из самых влиятельных художников середины 50-х годов XVI века. Он стал основателем династии художников: все четверо его сыновей Франческо, Джамбатиста, Леандро и Джироламо были живописцами и начинали свою карьеру в мастерской отца. К нему приезжали ученики, и даже Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Якопо Бассано. Что свидетельствует о том, сколь высоко ценили его талант. Живописец не оставлял кисти до самой своей смерти, но в следующее десятилетие работал далеко не так продуктивно.

Умер художник 13 февраля 1592 года, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя. Полотна Якопо Бассано украшают крупнейшие музеи в Париже, Венеции, Флоренции, Милане, Неаполе и других городах.

Составитель текста: Тулабаева Нигина.

Оставить комментарий