Распятие - Руо Жорж

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

Написанное Жоржем Руо полотно «Распятие» являет зрителю самый трагичный сюжет библейской истории – предание мученической смерти Иисуса Христа. Событие, описанное апостолами в каждом из четырёх Евангелий, было увековечено в живописи большим количеством художников в разной манере исполнения.

Руо, будучи представителем французского экспрессионизма, представил свой вариант «Распятия» Христа»: как и все его работы, данное произведение отличает лаконичность изображения персонажей, четкие линии и отсутствие лишних деталей. В центре картины расположен большой крест, занимающий практически всё пространство. Находящийся на нём Спаситель написан довольно сдержанно, но в то же время резко очерченные линии и, на первый взгляд, скудная цветовая гамма создают акцент на личности Христа и принесенной Им жертве. Ничто не отвлекает зрителя от созерцания скорбного и трагичного сюжета. Даже стоящие рядом с крестом фигуры людей художник изобразил так, что они не сильно выделяются на фоне общей картины, средоточием которой остаётся Господь, покоящийся на древе.

Трепетные чувства возникают от одного взгляда на «Распятие». Благодаря технике исполнения работы, Руо смог передать всю мощь и силу распятого Бога, Который подчинил себе саму смерть, чтобы воскреснуть и дать новую жизнь тем, кто за Ним последует.

История создания

Свою картину «Распятие» Жорж Руо писал уже в зрелом возрасте, когда в его жизни был пройден этап обращения к социальным сюжетам и освещению людских пороков. С годами художник все более углублялся в религию, и христианская вера всё чаще находила отражение на его полотнах. В каком-то смысле религиозная живопись Жоржа Руо с его многочисленными изображениями страдающего и осмеянного Господа – это апофеоз католической теологии искупления: здесь представлен весь ужас драмы искупительной жертвы Христа, но, по словам В.Н. Лосского, «конечная перспектива нашего соединения с Богом исключается или, во всяком случае, … закрывается от наших взоров…».

«Распятие» как раз представляет собой яркий пример подобной работы на библейскую тему. Благодаря черным линиям, ограничивающим плоскости цвета, общее впечатление от картины напоминает эффект витража. Действительно, Руо начинал свой творческий путь с обучения искусству витража, лишь затем перешел в мастерскую живописца Гюстава Моро. Он использует технику акватинты, которая позволяет добиться впечатления перетекания цвета – эффекта близкого к живописи.

Эмоционально напряженное содержание работы напоминает картины современных немецких экспрессионистов. В это произведение Руо вложил всю глубину своей веры, чтобы продемонстрировать трагизм и одновременно надежду, которую Христос подарил благодаря Своей жертве.

Отношение автора к вере

Жорж Руо родился в семье ремесленника, который по своим внутренним убеждениям был христианским социалистом. Так, когда мальчик немного подрос, отец отдал его на обучение в протестантскую школу.

Закладываемые с детства ценности и принципы христианской веры глубоко укоренились в сознании художника и остались с ним до конца его жизни. Кисти Руо принадлежит немалое количество работ на религиозную тематику, среди которых выделяются «Голова Христа», «Святой лик», «Крест», «Распятие» и пр. Помимо этих картин, художник изображал также клоунов, девушек лёгкого поведения и судей, которые, по его мнению, являлись проявлением зла на земле. Подобные взгляды у Руо во многом сформировались под влиянием католического писателя Леона Блуа, а также благодаря общению с Жаком Маритеном – представителем религиозно-философского течения. В зрелом возрасте Жорж Руо сознательно перешёл из протестантства в католичество, рассматривая веру как нечто, стоящее выше национальных предрассудков. Это прямым образом отражалось и в его творчестве. В своей автобиографии Руо писал: «Я молчаливый друг тех, кто трудится напряжённо и упорно, я плющ вечной скорби, цепляющийся за облезлую стену, за которой непокорное человечество скрывает свои пороки и свои добродетели. Христианин в эти опасные годы, я верю только в Иисуса на кресте, христианина древних времён».

Произведения художника – это отражение его веры, свет, который проливается сквозь полотна и озаряет самые тёмные и потаённые уголки человеческой души.

Биография

Жорж Руо (фр. Georges Henri Rouault; 27 мая 1871, Париж — 13 февраля 1958, там же) — французский живописец и график, наиболее крупный представитель французского экспрессионизма. Родился в бедной семье, в рабочем квартале рядом с кладбищем Пер-Лашез. Первые дни жизни прошли под грохот пушек, громивших баррикады Парижской коммуны.

С 1885 года Руо два года учился у художника-витражиста, потом, с 1891 года — в Академии изящных искусств у символиста Гюстава Моро, был его любимым учеником, а после смерти мастера (1898) стал хранителем его музея. В 1910 году персональная выставка Руо прошла в столичной галерее Друэ. Его живопись вдохновляла немецких живописцев, впоследствии составивших ядро экспрессионизма.

При этом художник жил в крайней бедности. Только в 1917 году Руо подписал с известным коллекционером и торговцем картинами Амбруазом Волларом контракт, обеспечивший ему на десятилетия некоторый достаток и свободу в работе. В 1921 году была опубликована первая монография о творчестве Руо, в 1924 году его большая ретроспективная выставка прошла в галерее Друэ, художник получил от французского правительства орден Почётного легиона.

Восьмидесятилетие художника в 1951 году отмечалось Католическим центром французских интеллектуалов в столичном Дворце Шайо, он стал командором ордена Почётного легиона. После смерти художника французское государство устроило ему официальные похороны.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий