Распятие с донатором - Босх Иероним

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

Тема крестных страданий Иисуса Христа является лейтмотивом творчества Иеронима Босха. Библейское повествование о страшных минутах жизни Спасителя мы находим во всех канонических евангелиях: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Ин.19:17-19).

Центром композиции полотна является крест с распятым на нем Спасителем. Господь окружён монументальными фигурами Марии и Иоанна (слева) и апостола Петра (справа). Рядом с Петром изображён коленопреклоненный донатор – заказчик картины. Исследователями даже называлось его предполагаемое имя – Питер ван Ос, один из высокопоставленных жителей Хертогенбоса, родины Иеронима Босха. Его двухцветный наряд с вертикальными полосами, модный в годы позднего Средневековья, носит название «мипарти». Особая бледность и отрешённый вид донатора не исключают тот факт, что на момент написания картины его уже не было в живых. На переднем плане присутствуют знаки тленности. Череп и разбросанные кости; гвоздь, вколоченный в основание креста; ворон, дожидающийся чьей-то близкой смерти; бесплодное полое дерево – эти символы будут возникать у Босха и позднее.

Особым достоинством картины является пейзаж, написанный художником со знанием световоздушной перспективы. Перед зрителем открывается вид на мельницу, деревья, шпили соборов и крыши домов, вдаль уходят извилистые тропинки, по которым бредут фигурки странников.

История создания.

«Распятие с Богоматерью, Иоанном, апостолом Петром и донатором» относят к раннему периоду творчества Босха. Картина была заказана Босху по обету. Написанная на доске картина принадлежит к серии произведений, ставящих своей целью дать примеры религиозного благочестия, которые заимствовались из жизни святых, Христа и, в особенности, эпизодов его Страстей.

Творчество Иеронима Босха прежде всего известно работами, наполненными причудливыми, порой пугающими образами, которые являлись воплощением исключительного, независимого стиля живописца. Однако исследуемая картина полностью соответствует иконографической традиции 15-го столетия. Художник следовал уже существовавшим образцам подобных картин. Здесь слышны отзвуки искусства Хуго ван дер Гуса, Дирка Баутса, Рогира ван дер Вейдена и Яна ван Эйка, Робера Кампена, Ханса Мемлинга.

Однако при создании полотна Босху все равно удалось проявить свое новаторство. Традиционно изображаемому на заднем плане Иерусалиму живописец придал уютный облик обычного нидерландского города, вырисовывающегося в лиловато-серой пелене. Вероятнее всего - это Хертогенбос, городок, где прошла вся земная жизнь Иеронима Босха. В этом умиротворяющем пространстве фигура Христа воспринимается как олицетворение милосердия, душевной чистоты, простоты и терпения. Художник невольно вселяет в зрителя мысль о том, что эти христианские добродетели должны процветать в каждом верующем человеке.

Отношение автора к вере.

Иероним Босх - один их самых таинственных художников Северного Возрождения. Этого высокообразованного человека можно по праву назвать средневековым гуманистом, моралистом и глубоко религиозным человеком. С детских лет Иероним воспитывался в вере. Отец художника состоял художественным советником при Братстве Нотр-Дам – религиозно-благотворительного общества, объединявшего местную элиту. Общество практиковало поклонение Богородице. Отец и дед Иеронима Босха занимались тем, что писали алтарные картины, славящие деву Марию, и оформляли капеллы, посвящённые ей. Иероним пошел по их стопам не только избрав для себя путь живописца, но и став членом братства Нотр-Дам. На заказ общества Босх расписывал ставни капеллы собора, витражи и канделябры. За всё это он получал чисто символические суммы, которые едва покрывали расходы на необходимые материалы. Таким образом, художник активно занимался благотворительностью.

Будучи глубоко верующим человеком, Иероним Босх использовал свой талант во имя высокой цели - спасения человеческой души. Произведения художника наполнены огромным количеством таинственных символов и образов, которые нередко ужасают зрителя. Живописец понимал, что его талант дан ему Богом, а потому направить его нужно на то, чтобы показать человечеству его истинное лицо. Не случайно испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Биография.

Иероним Босх родился около 1450 года в Хертогенбосе. Его дед и отец были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов. Главными учителями Босха считаются его отец и голландский художник Д.Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража капеллы.

Сразу после своей женитьбы Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил в приданое за женой большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха.

Свои работы Босх не датировал и не подписывал. Только по церковным приходным книгам и договорным грамотам исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Обычной для Босха являлась техника работы «алла прима» — когда художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок.

Главными шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи — «Воз сена» и «Сад земных наслаждений». Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын».

Помимо живописи Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе 9 августа 1516 года.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий