Распятие - Грюневальд Маттиас

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

Выполняя заказ, Грюневальд изобразил сцену крестных страданий Спасителя, типичную для готических алтарей. При этом художник впервые в истории изобразительного искусства показал страдания Человека реалистично-шокирующе.

Фон происходящего события художник избрал тёмным, сумеречным, отражающий слова евангелиста: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого». (Мф.27:45). В центре картины возвышается грубоотёсаный крест с изогнутой поперечной перекладиной. Тело Иисуса искажено конвульсиями жестоких страданий. Склонившаяся глава Спасителя увенчана терновым венцом, впившиеся в кожу шипы и нарывы от ран бичевания не оставили на теле свободного места. Посиневшие губы, только что призывавшие Отца, сведены предсмертной судорогой, глаза уже закрыты. Ужасающе реалистичные детали, по замыслу живописца, должны вызывать у зрителя чувство глубокого сострадания к Христу и возводить его мысли к всеобъемлющей любви Божией и Его милосердию.

Только что свершилось невозможное: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк.23:46). Грюневальд изобразил стоящих при Распятии Деву Марию, апостола Иоанна Богослова, Марию Магдалину и Иоанна Крестителя. В соответствии с традицией Богоматерь изображена слева от распятого Сына. Наклон Её падающего тела параллелен правой руке распятого Иисуса. Проведённые исследования показали, что художник долго и тщательно работал над изображением Богоматери, несколько раз переписывая Её образ. Падающую Марию поддерживает апостол Иоанн. Его лицо, полное скорби и сочувствия, обращено к Богоматери: «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!». (Ин.19:26-27).

Ближе ко кресту, с воздетыми в отчаянии руками изображена коленопреклонённая Мария Магдалина. Рядом сосуд с благовониями, на нём выписаны цифры 1515 — год создания алтаря.

Справа от Распятия художник поставил Иоанна Крестителя, что не соответствует историческим событиям, к этому времени пророк уже был обезглавлен. Его изображение имеет символическое значение, как предуготовляющего путь Господу. Предтеча указывает на распятого Христа, на фоне латинской надписи «Illum opportet crescere me autem minui» («Ему должно расти, а мне умаляться». (Ин.3:30). Иоанн, напоминая о своём умалении, продолжает призывать к покаянию всех, кто созерцает Распятие, понимая, какой ценой искуплены грехи мира: «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23:48).

История создания

«Распятие» является центральной частью Изенгеймского алтаря, самого знаменитого произведения немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда.

Алтарь был заказан Грюневальду орденом антонитов для своего монастыря в Изенгейме, расположенном в Эльзасе в 20 км от Кольмара. Точная дата создания алтаря неизвестна, предположительно это период с 1506 по 1515 годы. Резные работы по дереву и скульптуры для алтаря были выполнены мастером Николасом из Хагенау.

Изенгеймский алтарь является алтарём-складнем, который состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок (возможны три варианта сборки). На первой (внешней) развёртке изображена сцена распятия Христа.

До 1793 года алтарь находился в церкви Изенгейма. Во времена Французской революции картины и скульптуры были перевезены на хранение в районный город Кольмар. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 года считаются утраченными. Три развёртки алтаря демонстрируются в настоящее время в музее Унтерлинден по отдельности.

Отношение автора к вере

Маттиас Грюневальд один из ярчайших и одарённейших художников своего времени, писавший картины на христианскую тематику и сумевший своим талантом передать возвышенный мистицизм и трагизм эпохи. Большую часть своей творческой жизни Грюневальд был придворным художником архиепископа города Майнца.

Таинственными путями Божьего промысла имя художника было забыто на долгие столетия. В настоящее время восстановлено не только настоящее имя, но и этапы его жизненного и творческого пути в исторических реалиях того времени. Дошедшие до нас артефакты и документы представляют Грюневальда выразителем творческой элиты эпохи Возрождения, человеком с широкой эрудицией, всесторонне одарённым. Его ум занимали вопросы науки, душу волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Искусство немецкого живописца одухотворено глубочайшим состраданием к трагическим моментам жизни его современников, которые он видел. Перед его глазами прошли Великая Крестьянская война, Реформация. Наделённый Господом душой восприимчивой и сострадательной, Грюневальд в своих картинах отражает трагедию благородного и честного человека, гонимого и поругаемого в жестоком мире. До наших дней дошло всего десять работ мастера, но все они показывают высокий уровень мастерства и особенный дар художника с яркой экспрессией изобразить мистический спиритуализм, присущий позднему немецкому средневековью.

Биография

Маттиас Грюневальд, немецкий художник и скульптор позднего Средневековья, родился в Вюрцбурге между 1470 и 1475 годами. О родителях живописцах и о его наставниках ничего не известно. О мастерстве и таланте этого художника красноречиво свидетельствует тот факт, что долгие годы авторство части картин Маттиаса Грюневальда приписывали гениальному Альбрехту Дюреру. Имя Грюневальда было найдено в труде «немецкого Вазари» — художника и автора жизнеописаний немецких живописцев, Иоахима Зандрарта, посвятившего «мастеру Матеусу из Ашаффенбурга» целую главу своей «Немецкой Академии», в которой ошибочно наградил его именем другого малоизвестного художника. Таким образом, Матис Готхарт Нитхарт вошел в историю под именем Маттиаса Грюневальда.

В 2000 году появились исследования искусствоведа Карла Арндта, убедительно доказывающие, что на самом деле мастера звали Матис Готхарт Нитхардт. Опирается исследование на то, что на своих работах художник оставлял подпись в виде монограммы «M.G.N» (Mathis Gothart Nithart).

Будучи еще молодым человеком, Нитхардт избрал местом своего проживания Зелингенштадт и в 1503 работал там над Линденгартским алтарем. В 1505–1508 Грюневальд создал картины «Осмеяние Христа» (Мюнхен, Старая Пинакотека) и «Распятие» (Базель). В течение 1508–1514 он фактически находился на службе у архиепископа Майнцского, Уриеля фон Геммингена. Это место он сохранил и при преемнике Геммингена, архиепископе Альбрехте Бранденбургском, который поручил Грюневальду надзирать за архитектурными работами в замке Ашаффенбург. В 1511–1513 Грюневальд работал над алтарем Геллера и Преображением. В 1514 он начал алтарь «Снежное чудо Марии», а в 1515 работал над картиной «Успение Богоматери». Шедевр Грюневальда — Изенгеймский алтарь (Кольмар, музей Унтерлинден) — был закончен до 1516 года. Известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа живописцу был дарован дворянский титул.

Умер Грюневальд в Галле до 1 сентября 1528 года. После нескольких веков полного забвения творчество Грюневальда стало источником вдохновения для экспрессионистов, которые во второй половине XIX века помогли этому мастеру занять достойное место в пантеоне величайших художников Германи

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий