Распятие - Лука делла Роббиа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

Рельеф из глазурованной терракоты «Распятие» был создан флорентийским мастером кватроченто Лукой делла Роббиа для табернакля церкви Санта Мария небольшого тосканского города Импрунета, недалеко от Флоренции. Многофигурная композиция рельефа представляет одну из заключительных сцен Страстей Христовых – казнь Иисуса на Лобном месте через распятие. «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7).

В центре верхней части рельефа, на массивном кресте с табличкой INRI («Иисус Назорянин Царь Иудейский») распята фигура полуобнажённого, измождённого страданиями Христа. Жизнь уже покинула Его тело, мышцы напряжены в последней муке, рёбра чётко обрисованы, голова безвольно склонилась к правому плечу. Ступни ног Иисуса, по западной изобразительной традиции, пробиты одним гвоздём. По обе стороны от креста и над ним изображены страдающие вместе с Иисусом ангелы. Ниже, на горе, у основания Распятия, предстоят Спасителю Его любимый ученик - Иоанн Богослов, с болью смотрящий на своего Учителя, и Божия Матерь, сложившая руки в умоляющем жесте. У подножия креста лежит череп первого человека Адама, чей грех Иисус также искупил. Распятие помещено в двойную терракотовую нишу, украшенную растительным орнаментом.

Все фигуры библейского сюжета проработаны мастером с мельчайшими деталями и подробностями, на тёмно-синем фоне они выглядят ослепительно белыми, сияющими, что подчёркивает и предельную трагичность сцены, и веру в грядущее Царство Божие. Используя световые и пластические эффекты, Лука делла Роббиа наполняет композицию эмоциями страдания и боли, но также великой Любви к человечеству.

История создания

Достигнув значительного мастерства в создании произведений из мрамора, Лука делла Роббиа в начале 1440-х годов обращается к более пластичной, «быстрой» и предоставляющей широкий спектр выразительных скульптурных приёмов терракоте. Для придания глиняным изделиям долговечности, он ищет и находит прочное, не меняющее с годами своих свойств, покрытие на основе олова.

Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей яркости веками. Красочные рельефы украшают фасады и интерьеры храмов Флоренции, Пистойи, Урбино и других больших и малых городов Италии.Итальянский историк искусства Джорджо Вазари так писал об изобретении глазури: «Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны».

Отношение автора к вере

О личной жизни Луки делла Роббиа известно немного, однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой, плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Делла Роббиа явился создателем новой декоративной техники, что позволило ему придать своим работам на библейские сюжеты большую выразительность и, одновременно, сохранить их в целости на долгие годы.

Мастер, за период своего творчества, создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет святых человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные религиозные чувства художника.

Биография

Лука делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, основатель художественной династии делла Роббиа, изобретатель техники полихромной глазурованной терракоты.

Мастер родился в июле 1399 года во Флоренции, в состоятельной семье торговца шерстяными тканями. О начальном периоде творчества Луки известно очень мало, предположительно, в юности он обучался в ювелирной мастерской. Первый задокументированный заказ для Луки делла Роббиа и первая крупная его работа – скульптурное оформление Кантории (хоровой галереи) во Флорентийском соборе (1431–1438) под руководством Филиппо Брунеллески.

В последующие годы делла Роббиа выполняет ряд крупных заказов – мраморные рельефы для колокольни кафедрального собора Флоренции (1437), скульптурное оформление скинии (1443), статуи бронзовых ангелов на хоровой галерее, бронзовые двери ризницы собора. Одной из самых значимых работ мастера, созданных им из мрамора, является надгробие Беноццо Федериги, епископа Фьезоле, в церкви Сан Панкрацио (1454–1456), которое в 1898 году было перенесено в церковь Санта Тринита во Флоренции.

В начале 1440-х годов мастер изобрел технику высокотемпературного покрытия терракоты составом на основе олова, что позволило ему украсить глазурованной скульптурой множество храмов во Флоренции и за её пределами. Мастер создал большие рельефы Воскресения (1445) и Вознесения Христа (1446) во Флорентийском соборе, декорировал люнеты капеллы Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церкви Святого Доминика в Урбино, создал «Двенадцать Апостолов» капеллы Пацци (1443–1450) во Флоренции.

Полихромная глазурь сделала творения скульптора более прочными и выразительными. Самые известные работы Лука делла Роббиа в этой технике – «Рождество» (1460) и « Мадонна с младенцем» (1475). Скульптуры мастера были очень популярны в Италии времен Ренессанса, и многие из них отправлялись за пределы Флоренции. В 1446 году Лука купил большой дом с мастерской, которая оставалась семейной до 1520-х годов. Скульптор умер во Флоренции, в феврале 1482 года, унеся с собой многие секреты своей техники изготовления глазури. После его смерти мастерскую майолики возглавляли племянник мастера, Андреа делла Роббиа, и сын Андреа, Джованни.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий