«Распятие Христа» - Мемлинг Ганс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Распятие Христа»
«Распятие Христа»
Автор: Мемлинг Ганс
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Будапешт
Произведение: «Распятие Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ранняя нидерландская живопись, Возрождение
Дата создания: Около 1491 г.

Описание произведения

Многофигурная композиция наиболее ярко олицетворяет сюжет на Стихи 33 - 36 главы 23 из Евангелия от Луки: «…И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус…». (Лк.23:33-36).

Картина представляет собой статичный сюжет, в котором группы персонажей, выстроенные общим полукругом, выражают свое отношение к происходящему. Справа, верхом на лошадях, переговариваются между собой книжники и фарисеи, почти все одобрительно относящиеся к казни. Ниже в углу солдаты играют в кости на одежду распятых людей. В центре, возле креста Иисуса изображены воин, пробивающий копьем Его правое подреберье и военачальник, переживающий смерть Христа. Слева художник представил группу женщин, среди которых Богородица и Мария Магдалина не скрывают своих чувств отчаяния и горя. Все персонажи облачены в европейские одежды XV века, имеют соответствующие данным эмоциям лицевые характеристики, позы и жесты.

На фоне далекого, средневекового Иерусалима и хмурого серого неба, три распятия создают трагичную атмосферу несправедливой казни. Смерть Христа, над головой которого прибита табличка «царь иудейский», это – жертва Господа во имя людей. Все они, стоящие на земле, спасаются Его смертью и кровью, стекающей по столбу вниз, и пропитывающей песок возле черепа первого человека Адама.

История создания

Данная картина является центральной панелью триптиха, которого некоторые венгерские искусствоведы относят к алтарному украшению Любекского собора святого Николая. Левая панель демонстрирует «Путь на Голгофу», а правая – «Воскрешение». Все ныне также хранится в Музее изобразительных искусств Будапешта.

Отношение автора к вере

О жизни этого художника известно очень мало. Предположительно Ханс Мемлинг начал обучаться живописи у монахов бенедиктинского аббатства в родном городе Зелингенштадте. Соответственно все образы, которые он писал в юности, да и в дальнейшей зрелой жизни, были христианскими и имели прямое отношение к евангельским сюжетам. Чтобы создать нечто великолепное, а тем более шедевр, его истоки нужно взрастить в собственной душе. Судя по его произведениям, художник был искренним христианином и очень чутким автором живописных сюжетов. Большинство его работ – прекрасные алтарные композиции, которым в дальнейшем молилось не одно поколение голландцев. При взгляде на его картины возникает тонкое, душевное ощущение любви к Господу и духовное смирение, которыми несомненно обладал сам художник и проповедовал это своим зрителям.

Биография

Голландские искусствоведы склоняются к мысли, что отец будущего художника происходил из селения Мемминген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген в 1451 году скончался в Зелингенштадте. Ганс Мемлинг родился в этом же городе, около 1430 года.

Начальные уроки живописи юноша получил у местных монахов, а как профессиональный художник, сложился в Кельне, где возможно учился у живописца Стефана Лохнера.

В 1459 – 1640 годах мастер вернулся в Голландию и вероятно работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но, несомненно, творчество этого мастера оказало на Мемлинга колоссальное влияние.

30 января 1465 года Ханс Мемлинг переехал в Брюгге, получил гражданство Нидерландов и стал членом гильдии Святого Луки. Об этом свидетельствуют архивные записи. А вот то, что он участвовал в сражениях в качестве солдата армии Карла Смелого и был тяжело ранен в бою при Нанси – не имеет документальных подтверждений. Но однозначно точно художник долгое время находился в госпитале Святого Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для монахов-госпитальеров несколько картин.

Позже мастер купил дом в Брюгге на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев, женился на Анне Фалкенаре и родил троих сыновей: Яна, Корнелиса и Николаса.

У Мемлинга была своя мастерская, в которой также работали его ученики, сыновья и другие живописцы.

Умер Ханс Мемлинг 11 августа 1494 года, и был похоронен на кладбище церкви Святого Гислена в Брюгге.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий