Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф «Распятие Христа» в массивной узорчатой раме был создан в конце XV века для баптистерия римского Кафедрального собора знаменитым мастером эпохи Возрождения -Андреа Бреньо.
В центре рельефа на Кресте с табличкой «INRI» («Иисус Назарянин Царь Иудейский») изображён распятый Христос. Иисус представлен обнажённым, лишь его чресла прикрывает кусок ткани. Измученное страданиями тело дано скульптором в деталях, выделены рёбра, сухожилия, мышцы и раны от Распятия. Над головой Спасителя нимб, руки раскинуты как крылья, а ступни, согласно католической традиции, изображены скрещёнными, пробитыми одним гвоздём.
Жизнь уже покинула тело Иисуса, Его голова бессильно склонилась к правому плечу, черты лица застыли в маске страдания, постепенно уступающей место выражению долгожданного покоя – Он выполнил свою земную Миссию. Справа от Сына застыла в мольбе скорбящая Богоматерь, слева – Его любимый ученик Иоанн Богослов. У подножия Креста, в символической пещере виден череп первого человека, Адама, грех которого Христос тоже искупил своей жертвой.
Скульптуры Андреа Бреньо выполнены натуралистично, с тщательной проработкой всех деталей – это придаёт композициям динамичность и эмоциональную насыщенность. Используя световые и пластические эффекты, мастер оживляет мрамор, наполняя произведение и земными, человеческими чувствами, и возвышенными эмоциями Божественной любви.
История создания
За годы своей насыщенной творческой жизни Андреа Бреньо, выполняя церковные и частные заказы, изваял из мрамора множество библейских образов. Его произведения отличаются безупречной техникой исполнения и одухотворённостью, каждая скульптура мастера прекрасна по-своему.
Мраморный барельеф «Распятие Христа» работы Бреньо (1492) украшает интерьер баптистерия при римском Кафедральном соборе (Латерано). Восьмигранный Латеранский баптистерий был построен на месте языческого храма при императоре Константине Великом (320–330), в нём сочетаются черты античной и раннехристианской архитектуры. С Дворцом и Кафедральным собором баптистерий соединяют галереи.
Отношение автора к вере
Андреа Бреньо был ревностным христианином, в течение многих лет он выполнял заказы Папского престола. На протяжении своей долгой и плодотворной жизни, мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику во многих известных итальянских церквях.
Творчество Бреньо отличается ювелирным исполнением и большим художественным вкусом. В своих скульптурных композициях он наделяет библейских персонажей человеческими чертами, правдивыми и одухотворёнными. Его воплощение духовных сюжетов, несомненно, выражает истинные религиозные чувства художника.
Андреа Бреньо входил в аристократический круг литераторов-гуманистов из окружения Папы Сикста IV и Бартоломео Платины, первого библиотекаря апостольской библиотеки Ватикана. Бреньо также сыграл значительную роль в формировании классического стиля эпиграфики – надписей на надгробиях выдающихся итальянских деятелей.
Биография
Андреа ди Кристофоро Бреньо - итальянский скульптор и архитектор эпохи Раннего Возрождения, родился в 1418 году в Клаино-кон-Остено в Ломбардии. Его отец, Кристофоро Бреньо, а впоследствии, и братья Амброджо и Джироламо были скульпторами и архитекторами с собственной мастерской в Ферраре. В 1467 году братья Бреньо получили подряд на руководство строительством Дворца Дожей и других значимых зданий в Венеции.
По приглашению Папы Римского Павла II, в 1464 году Андреа Бреньо переехал из Венеции в Рим. В 1471 – 1484 годах он возглавил мастерскую, производившую скульптурные надгробия для деятелей папского престола. Его успех на этом поприще был огромен. Тогда же Бреньо увлёкся изучением античной скульптуры и сам стал одним из первых её коллекционеров.
Андреа Бреньо был открыт сотрудничеству с другими знаменитыми итальянцами, часто работал вместе с известным флорентийцем, живущим в Риме, Мино да Фьезоле. Последний шедевр Андреа Бреньо – алтарь Пикколомини в Дуомо Сиены. Мастер работал над ним несколько лет, но не успел закончить. Четыре статуи святых для алтаря – Петра, Павла, Пия и Грегорио выполнил Микеланджело Буонарроти (1503 – 1504). Андреа Бреньо умер в Риме в 1506 году. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва установлен мраморный бюст мастера с эпитафией.
Автор текста: Марина Румянцева.