Распятие - Ге Николай Николаевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

Библейское повествование о страшных минутах жизни Спасителя мы находим во всех канонических Евангелиях: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Ин.19:17-19).

«Распятие» Ге производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Глубина отчаяния последних минут земной жизни Христа и Его мученической смерти, когда тело безвольно повисло на кресте, а черты лица все еще искажает предсмертная мука и последний крик боли. По левую руку от Христа в страшной агонии страдает нераскаявшийся разбойник. Распятый же по правую руку смотрит на Спасителя. В его взгляде читается сострадание – для него душеспасительная минута настала. На заднем плане художник изобразил одного из палачей. Выполнив свою работу, он равнодушно отправился прочь.

Живопись Ге необычайно экспрессивна и шокирующе выразительна. Главным изобразительным приемом здесь служит резкий контраст света и тени. Нервная быстрота кисти, беспорядочные, агрессивные мазки, «какофония пятен», стихийная стремительность в создании формы – перед нами рождение нового языка живописи.

История создания.

Последние дни земной жизни Спасителя стали центральной темой в позднем творчестве Ге. Но ни одна из его работ «страстного цикла» не нашла одобрения или понимания у современников. Его произведения то снимали с выставки, то запрещали экспонировать, а картина «Распятие» вообще не была допущена до широкого зрителя. Известна реакция императора Александра III на эту картину Ге. По одной из мемуарных версий, он произнес одно только слово: «Бойня!» Но надо отдать должное твёрдости Ге: он никогда не старался подладиться под вкусы широкой публики, доверяя больше собственному вкусу и чувству, чем чужому мнению.

«Николай Николаевич начал писать «Распятие» еще в 1884 году, и я никак не думала, что он эту картину напишет: столько он её переписывал и так с нею мучился. Всё был недоволен выражением своей мысли», – вспоминает невестка Ге Екатерина. Тема распятия была для Ге особо важной, но и особенно сложной: над разными вариантами картины он работал до последних дней своей жизни. Выставлять «Распятие» официально было нельзя, потому Ге показывал «крамольную» картину на квартирах друзей.

В его «Распятии», повторенном почти в двадцати вариантах, патетика страданий достигает своего предела — боль, терзающая Божью плоть, его измученное тело. Невозможно втиснуть этот предсмертный стон в язык академической живописи. «Формы найти нельзя, нужно, чтобы она родилась, именно родилась», — повторял художник. Безусловно, для своего времени Ге — новатор, можно сказать, предтеча экспрессионизма двадцатого века. Сам художник писал о своем полотне так: «Я долго думал, зачем нужно Распятие… — для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно». Художник ждет от зрителя не сострадания, а потрясения души под впечатлением агонии умирающего Христа. «Я сотрясу их все мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Это эмоциональное потрясение, надеется Ге, приведет к катарсису, к нравственному воскрешению, как это и произошло с раскаявшимся разбойником.


Вся жизнь Николая Ге - это тернистый путь духовных поисков. С юных лет художник осознал свой талант, божественный дар живописца, который стремился употребить во благо людей. Он был убежден, что искусство способно побуждать в людях их лучшие качества, заставлять переживать, сострадать и, в конечном итоге, вести к свету Истины. В своем творчестве Ге стремился обращаться к душеспасительным библейским сюжетам, при этом интерпретировал их абсолютно новаторски. Художник редко работал на заказ – ему нужна была творческая свобода. Он признавался, что всю жизнь пытался писать Христа, «который живет в его душе», и тут же иронизировал над собой: «Но плоть моя немощна, поэтому пишу портреты».

Художник всей душой ощущал конфликт, происходивший из-за диссонанса земной жизни со святой Истиной. В напряжении его творчества порой звучит этот вопль — вопль грешника, рвущегося к правде. Художник любил «Божественную комедию» Данте. К своей жизни он нередко относился как к Чистилищу, надеясь на то, что Господь примет его душевные поиски.



Биография.

Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев. По окончанию гимназии, Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 году он бросил науку и поступил в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы».

В 1857 году художник был отправлен за границу. За шесть лет путешествий Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). В 1860 году он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи.

В начале 1864 года Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также взялся за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1867 году он посылает это полотно на выставку Академии художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В 1870 году Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 году он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказалась вполне успешной.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург и переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). На время Николай Ге отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. Затем он продолжил писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге. Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.



Оставить комментарий