Распятие - Брюллов Карл Павлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

Картина Брюллова повествует о важном событии, описанном в Евангельской истории – казни Иисуса Христа, его смерти на Кресте.Это ключевое событие в евангельской истории описывается, конечно же, всеми евангелистами. На картине мы видим иллюстрацию следующего момента из Евангелия:

«При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего! Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна, здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». (Ин.19:26). Потом говорит Иоанну: «…вот, Матерь твоя». (Ин.19:27). С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа, солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом. «Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани!" то есть "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?"». (Мф.27:45).

Также это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его". Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду". Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя. Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, преклонив главу, предал дух. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим. Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий".»

На картине Брюллов изобразил пять фигур, предстоящих у креста. Скорбность их состояния передает выражение лиц, позы и положение рук. Справа от Креста Господа изображена пресвятая Богородица со скорбным взором, обращенным на Сына. Рядом с Ней – любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов в преклоненной позе со сцепленными в замок руками. По левую сторону от Креста – Лонгин Сотник с Марией Магдалиной и ещё одной ученицей Христа. Лонгин, в зеленом тюрбане на голове, с изумлением смотрит на Христа, потому что именно здесь у Креста он уверовал и исповедовал распятого Сыном Божиим. Колорит картины передает трагичность момента, однако пробивающиеся лучи света словно предвестники грядущего Воскресения. Освещенная небесными лучами фигура Христа словно застыла в воздухе. Изображение трех гвоздей на кресте (обе ноги Спасителя пробиты одним гвоздем) говорит о том, кто картина эта основывалась не на православном толковании Евангелия.

История создания.

Брюллов работал над картиной с 1836 по 1838 год. Она была создана как заалтарный образ для лютеранского собора имени Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге (её устроителем являлся родной брат— А. П. Брюллов). В алтаре собора находились ещё картины кисти Карла Брюллова: ниже «Распятия» расположилась картина "Христос с неверующим Фомой", перенесенная из старого здания церкви и приписывавшаяся кисти Гольбейна, а по бокам от нее расположились медальоны с головами апостолов Петра и Павла, так же написанные Брюлловым.

У художника есть еще одна графическая работа с названием «Распятие», которая была создана на несколько лет раньше. Её отличие в том, что Христос на ней изображен в одиночестве крупным планом, исполнена в черно-белых тонах карандашом на бумаге, а не маслом на холсте. Обе картины хранятся в России: 1835-го года — в Москве в Третьяковской галерее, а 1838-го — в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Отношение автора к вере.

Карл Брюллов происходил из рода французских гугенотов, его предки были протестантами в католической стране, которые во избежание гибели бежали в Россию. Прадед Карла Брюллова – Георг Брюлло, поступил в 1773 году литейщиком на фарфоровую мануфактуру в Петербурге, а его внук (отец Карла Павловича) Павел Иванович Брюлло – уже был мастером резьбы по дереву и преподавал в Академии Художеств. Сам Карл Павлович по вероисповеданию был протестантом, но это не мешало и ему и его братьям выполнять церковные заказы, писать иконы. В Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом он знакомится с настоятелем – святителем Игнатием Брянчаниновым, который дает весьма нелицеприятную оценку деятельности выпускников Академии Художеств по написанию православных икон, говоря, что «воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон». Что касается личной переписки, то святитель в письме к Брюллову говорит о нем, как о «жаждущей душе», что в душе его «всегда было высокое стремление», призывает обратиться к вечной красоте, из которой «не дышит смерть, но отзывается вечная жизнь».

Биография.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.).

В 1833 г. картина «Последний день Помпеи» совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию, где её ждал триумф. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий