Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
О распятии на кресте Иисуса Христа пишут все четыре евангелиста. Так о последних страданиях Спасителя свидетельствует апостол Иоанн: "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. <… > написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски" (Ин.19:17-20). Далее евангелисты рассказывают о тьме, которая покрыла землю на все время, пока на кресте умирал Богочеловек, о тех немногих словах, которые Иисус произнес с креста и о явлениях, последовавших непосредственно вслед за смертью Спасителя. Художники разных эпох, изображая этот евангельский сюжет, являющийся одним из главных, стремились отразить на своих полотнах все эти значимые моменты, чтобы сохранить его повествовательную глубину.
Эстебан Мурильо, выбранной композицией и проработанными образами, умело охватывает ими весь крестный путь Христа. Вдали зритель видит город и символическое изображение башни Давида. Ее присутствие на картине является еще и аллегорической отсылкой к пророчествам о том, что Мессия будет происходит из рода царя Давида. Соизмеряя величину здания с изображением первого плана, зритель понимает, каким долгим и тяжелым был путь Спасителя на Голгофу после бичевания и бессонной ночи. У креста художник изобразил всего три фигуры, подчеркивая этим одиночество и оставленность Христа. Рядом стоят Богоматерь и апостол Иоанн, их композиционная обособленность передает слова, сказанные Иисусом с креста: "Же́но! се, сын Твой" (Ин. 19:26) и "Се, Матерь твоя!" (Ин. 19:27). У подножия креста художник поместил Марию Магдалину, которая держится за древко как за единственную возможность спасения в безумном шторме жизни. Священное Писание говорит, что Магдалина была долго мучима нечистыми духами, от которых ее освободил Учитель, и с тех пор она стала бесстрашной и преданной последовательницей Его учения.
Среди темных небес выделяется золотистое свечение, символизирующее славу Божию, его мягкий свет идет к склоненной голове Иисуса и отражается на лицах стоящих рядом. В навершии креста ветер колышет небрежно прибитый лист, на котором рукой Понтия Пилата обозначена вина казненного: "Царь Иудейский". По принятой в Католическом мире традиции, художник изобразил стопы, прибитые единственным гвоздем и скрюченные в страданиях пальцы ладоней.
История создания
Картина Эстебана Мурильо "Распятие" написана в 1675 году. Талант живописца был сразу востребован его современниками, но после 1650 года в картинах появляется особенная грациозность и свежесть, а выработанная с годами виртуозная «воздушная» техника до сих пор вызывает восхищение. "Распятие", как и все работы, написанные художником после смерти супруги, отличается трагизмом и эмоциональной напряженностью. Одновременно с этим, Мурильо, как никто другой вкладывает в трагичный сюжет безграничную веру и надежду, что смерть не является концом всему.
Картина приобретена из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия) в 1779 году.
Отношение автора к вере
Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой.
По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.
Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном.
Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города.
Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: "В чем застану в том и сужу".
Биография
Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.
В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы и художник тяжело переживал эту потерю.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.
Автор текста: Ольга Северинова.