yandex

Голгофа - Мунк Эдвард

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения.

На картине Э.Мунка “Голгофа” изображена сцена распятия Господа Иисуса Христа, тот момент, когда распятый на кресте Спаситель терпел уничижения и глумления от толпы.

Большую часть пространства картины занимает пестрая, разношерстная толпа зевак, людей праздных, пришедших поглазеть на жестокую казнь Человека, к которому многие из них возможно не так давно прибегали за помощью - кто-то просил исцеления и здоровья своим близким и друзьям, кто-то обращался за мудрым советом, но очень быстро благодеяния были забыты, и мы уже слышим крики “Распни, распни Его!”, идем за Ним по неровной дороге за город и поднимаемся на Голгофу - возвышенность на которой устанавливается позорный крест и открывается вид на этот карнавал страстей, где лица людей похожи больше на маски; кто-то весел, как арлекин, у кого-то застыла гримаса ужаса, а кто-то просто безучастен, и только лицо мужчины, развернутого к зрителю анфас, выражает человеческие эмоции - испуг, удивление, он находится в растерянности и не знает что предпринять, чем помочь безвинно осужденному, как противостоять этой толпе... Этот потерянный человеке - близкий друг художникаСтанислав Пшибышевский; узнаваемость егообраза в данном контексте является для Мунка точкой встречи личного и вечного, евангельской голгофы и голгофы личной, возвратом из библейской истории в свою реальность, где царит предательство, непостоянство, глумление, где нет сочувствия чужой боли , а только зависть и злорадство толпы, но и посреди этого маскарада, утверждает Мунк, можно встретить человека без маски, искреннего друга, робко противостоящего беснующейся толпе, много веков повторяющей одни и те же слова… ”Сотвори чудо!...Сойди с креста!...Спаси Себя Самого!” - гудит карнавал, глазеет, кривляется древнегреческими масками и постепенно теряет очертания, превращаясь на горизонте в неспокойную пеструю ленту, над которой возвышается крест с распятым Спасителем; лицо Его, как древний иконописный лик, спокойное и бесстрастное, без намеков на ужасные телесные страдания, выражает божественную сущность Христа. Фигура Спасителя выполнена теплым красно-желтым цветом, это притягивает к ней основное внимание и выделяет на фоне темно-синего вечереющего неба. Колорит картины экспрессивный и мрачный, вводит нас в тревожное ожидание и предчувствие вселенской катастрофы, которая неминуемо произойдет.

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух». (МФ 27:45-50).

История создания.

Картина была написана Мунком около 1900г. и вошла в цикл работ под названием “Фриз жизни”. Это серия работ о любви, жизни и смерти, философское осмысление художником основных этапов человеческого бытия. Работа над циклом началась в начале 1890-х годов, а в 1903г. в галерее Берлинского сецессиона открылась персональная выставка Э. Мунка на которой был представлен уже законченный цикл “Фриз жизни”, состоящий из четырех разделов “Рождение любви”, “Расцвет и закат любви”, “Страх жизни” и “Смерть”. “Голгофа” располагалась в разделе “ Страх жизни”, вместе с, пожалуй, самой известной его работой “Крик”. После этой выставки о Мунке заговорили как о художнике, имеющим свой философский взгляд на жизнь, своеобразный стиль письма, пробуждающий в зрителе бурю различных эмоций и переживаний. Позже Мунка назвали родоначальником экспрессионизма, хотя это течение в Европейском искусстве зародилось позже, но, по накалу страстей и живописной манере они очень близки.

Отношение автора к вере.

Мунк родился в протестантской семье, отец его был военным врачом, имел деспотичный характер, часто навязывал и диктовал свою точку зрения в отношении жизни и веры своим детям. Сохранились дневники Мунка, где он вспоминал свои споры с отцом относительно вопросов христианской веры, в частности, о загробном наказании грешников, отец по этому поводу имел непреклонную позицию о максимальном воздаянии за грехи после смерти, Мунк же считал, что Христос это прежде всего Любовь и отстаивал свою точку зрения. В своих дневниках Мунк рассуждает о библейской истории, о сотворении человека Богом и его предназначении, о жизни Адама и Евы в раю и грехопадении, и как следствие его рассуждений было создание картины “Адам и Ева”, которая является наиболее масштабной из всех произведений того периода. Мунку были близки идеи экзистенциализма, он изучал и анализировал философию С. Кьеркегора, который разделил принцип существования человека в мире на три составляющие: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера). Отношения с близкими и друзьями у Мунка были сложные, он был нелюдим, малообщителен, жил своим внутренним миром, душевными трагедиями и переживаниями, которые преследовали его с детства, как мог боролся с часто посещающими его унынием и депрессией. И эта внутренняя боль, и борьба, сильный дух в немощном теле чувствуются во многих его произведениях и не может не восхищать.

Биография.

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 г в Лётене (Норвегия) в семье военного врача. В семье было пятеро детей, Эдвард был вторым ребенком. В пять лет умирает от туберкулеза его мать, затем от этой же болезни его старшая сестра и младший брат, одна из младших сестер Мунка надолго попадает в психиатрическую больницу. Боль страх и смерть преследовали, по словам художника, его с самого детства.

В 1879 году он поступает в технический колледж, через год оставляет его и по зову сердца поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Его учителями в разное время были именитые европейские мастера сначала реалистической школы, а затем импрессионисты; любимыми художниками, которым он подражал в период становления были Ван Гог и Поль Гоген. Начиная с 1890 х годов Мунк постепенно вырабатывает свой уникальный художественный стиль, его имя становится довольно известным в Европе, но отношение к его произведениям у критиков было не однозначным, многие считали его произведения недоделанными аляповатыми набросками, которые и картинами-то нельзя назвать.

Личная жизнь художника не сложилась, он был помолвлен с Туллой Ларсен, но до свадьбы дело так и не дошло. После разрыва со своей невестой у Мунка начинается затяжная депрессия, он лечится в психиатрической больнице, после чего у художника начинается новый, светлый период творчества, без мрачного колорита и депрессивных сцен, хотя картины позднего периода ценятся на аукционах не так дорого, как ранний Мунк. Последние годы жизни Мунк практически ослеп, продолжая рисовать только карандашом. В 1940 г. Норвегия была оккупирована нацистами, и Мунк был заклеймен как “дегенеративный художник”.Умер он в 1944 г. в своем поместье в Экелю.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Оставить комментарий