Триумф Святого Креста - Ланфранко Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

 

Описание произведения

 

     Крест - орудие казни и позора, после распятия и воскресения Иисуса Христа стало для всего мира орудием бесконечной Божьей любви. "Се бо прииде крестом радость всему миру…" - поется в песнопении Пасхи и всенощного бдения. Почитание Креста Христова настолько велико, что в некоторых молитвах к нему обращаются как к одушевленному существу, любви Божьей всепобеждающей. Слова молитвы "радуйся, живоносный кресте" можно перефразировать на "радуйся, любовь всепобеждающая", и это будет равноценная замена.
     Изображение Креста украшает каждый христианский храм. Фреска Джованни Ланфранко дополняет и логически завершает скульптурную Пьету. Расположение фрески и ее композиция подчеркивают высоту и недосягаемость подвига Богочеловека. С той же целью Крест окружают только многочисленные ангелы. Даже светлые духи, привыкшие созерцать славу и силу Божию, с изумлением и благоговением смотрят на Крест Христов. Выражение красивых лиц, гармония жестов и ритм тел, расположенных по сужающейся кверху спирали создают тональность произведения, звучащего как торжественная прекрасная музыка небесных сфер.
     Поддерживающие Крест ангелы, возносят его ввысь, к престолу Отца Небесного и верх столба уже скрыт ярким сиянием. Видение окружено клубящимися облаками, которые в Ветхом Завете означали присутствие славы Божией.

 

История создания

 

      Фреска "Триумф Святого Креста" создана Джованни Ланфранко в 1629-32 годах. Она украшает потолок Капеллы Оплакивания Христа в Соборе святого Петра, главном храме Католической церкви. Фреска расположена над знаменитой Пьетой Микеланджело Буонарроти, завершая смысловую композицию капеллы. 

 

Отношение автора к вере

 

     Джованни Ланфранко был крещен в Католической Церкви. Биографы отмечают, что художник серьезно относился к вопросам религии и духовной жизни. Большинство своих работ Ланфранко написал для храмов и монастырей. Осознанность сюжета и вдохновение высшими идеалами сделали Джованни знаменитым в его фресках и алтарных картинах. Живописец создавал свои произведения в стиле барокко, отражающем прежде всего религиозную напряженность эпохи. Этот стиль был принят в  Католической Церкви, чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Талант художника ценили духовные лица высокого ранга, Ланфранко покровительствовали папа Павел V и папа Урбан VIII.
       Последней работой мастера стали росписи капеллы «Сан Карло Катинари». Джованни Ланфранко умер в возрасте 65 лет 29 ноября 1647 года в Риме и был похоронен на следующий день в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

 

Биография

 

     Джованни Гаспаре Ланфранко родился в городе Парма в 26 января 1582 году. Он был третьим сыном Стефано и Корнелии Ланфранки. В детстве его отдали в дом графа Орацио Скотти в качестве пажа. Рано обнаружившийся талант к рисованию позволил ему начать обучение у болонского художника  Агостино Карраччи. Когда Агостино умер в 1602 году Ланфранко перешел в римскую мастерскую Аннибале Карраччи, которому помогал в росписи палаццо Фарнезе.
     После смерти Аннибале Карраччи в 1609 году, Ланфранко вернулся в свою родную Парму на два года. Там он встретил Бартоломео Щедони и расписал алтарь для церкви Всех Святых. Ланфранко также создавал картины и алтари в Орвието, Валлерано, Леонесса и Фермо. В Парме на художника произвели большое впечатление купольные композиции, выполненные Корреджо.
     После своего возвращения в Рим в 1612 году, Ланфранко вместе с другими учениками Карраччи - Рени, Альбани и Доменикино - соревновался за римское покровительство. Рени вскоре отправился в Неаполь, а затем в Болонью. В течение следующего десятилетия (1620-х годов), Ланфранко и Доменикино боролись за основные заказы на фрески. Из картин Ланфранко этого периода следует отметить "Экстаз св. Маргариты Кортонской" (1622 г., Флоренция, палаццо Питти).
     В Риме художник украсил фресками палаццо Маттеи, Костагути и Боргезе (1624–1625 гг.); в этих росписях он изобразил веселых беспечных богов и нимф в архитектурном обрамлении, с карнизами, поддерживаемыми кариатидами. Одно из самых известных произведений Ланфранко – иллюзионистическая роспись купола церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1625–1628 гг.), исполненная в духе Корреджо. В ней представлено видение небесных сил и ангелов, парящих вокруг воскресшего Христа. Эта композиция, наполненная светом и воздухом, скользящими тенями и бурным движением фигур, возвестила триумф зрелого барокко в Риме. Между 1633 и 1645 годами Ланфранко украсил фресками, написанными в иллюзионистическом стиле, несколько неаполитанских церквей: он расписал купол церкви Джезу-Нуово, неф и хор церкви Сан-Мартино и купол капеллы Сан-Дженнаро в соборе, где повторил роспись Сант-Андреа-делла-Валле. Считается, что растущая популярность и обилие заказов привело к тому, что Ланфранко стал писать свои картины в небрежной, выхолощенной манере.
      Новая трактовка света, атмосферных эффектов и движения у Ланфранко пришла на смену четким формам и жестко ограниченным пространственным структурам более ранних монументальных композиций; в этом его живопись близка романтическому искусству Гверчино. Ланфранко знаменит своими фресками и алтарными картинами. Последней работой Джованни Ланфранко были росписи капеллы «Сан Карло Катинари».
Умер Ланфранко в Риме 29 ноября 1647 года.
      

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий