Распятие - Томмазо Мазаччо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Распятие

Описание произведения

«Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мк. 15:25-26) – к этому скорбному моменту христианской истории обращается Мазаччо в своей картине «Распятие». По  сторонам от распятого на кресте Спасителя мы видим скорбные фигуры Богородицы и апостола Иоанна, у подножия Креста на коленях – Мария Магдалина, простирающая в отчаянии  руки. Мастер очень тонко и выразительно передает эмоции персонажей – глубокую сдерживаемое горе Богоматери, крепко сжимающей руки, искажённое страданием лицо любимого ученика Христа Иоанна Богослова. Лица Марии Магдалины мы не видим, но вся ее фигура отражает неизбывное горе – распят Господь, надежда и спасение человечества. Мастерски выполнены драпировки одеяний персонажей, передающие объем их тел, полностью скрытых под одеждой.

На первый взгляд может удивить деформированная и непропорциональная обнаженная фигура Спасителя. Однако следует понимать, что изначально образ располагался в верхней части алтаря, и эта деформация – попытка художника передать его перспективное сокращение при взгляде снизу. Цвет кожи Иисуса мертвенно-бледный, сероватый, контрастирующий с тёплым живым цветом кожи стоящих у Креста. 

Глубокий синий цвет одеяния Богородицы, алый сияющий гиматий Марии Магдалины и ее золотистые волосы, приглушенно красный плащ апостола Иоанна формируют насыщенный колорит картины.

Она написана на золотом фоне, лишь под ногами персонажей изображена узкая полоска земли, которая напоминает нам о каменистом склоне Голгофы, в то время как золотой фон символизирует вневременность и надмирность происходящего. 

Изображение древа жизни над головой у Христа вместо таблички, написанной Понтием Пилатом «Иисус Христос Царь Иудейский», символизирует превращение орудия позорной и ужасной казни в символ нашего спасения, победы жизни над смертью!

История создания

«Распятие» – часть Пизанского полиптиха, написанного Мазаччо для церкви Санта-Мария-дель-Кармине по заказу нотариуса Джулиано ди Колино дельи Скарси да Сан Джусто, который с 1414 по 1425 года был патроном   капеллы. Это единственное точно датированное произведение Мазаччо. Судя по платежному документу, работа была выполнена к 26 декабря 1425 года. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо — его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто.  В XVIII веке полиптих был разобран, его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям или были утрачены.  «Распятие» хранилось у семьи Де Симоне до 1901 года, когда картину приобрёл музей Каподимонте. 

Есть предположение, что фигура Марии Магдалины была дописана позднее – нимб над её головой выполнен поверх ноги Спасителя. 


Отношение автора к вере

Немногое известно о жизни Мазаччо, но о художнике могут рассказать его картины. Почти все его работы посвящены библейским сюжетам, и в них – не только художественное новаторство, но и вдумчивое и благоговейное осмысление событий христианской истории. 


Биография

Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди, известный как Мазаччо, родился в 1401 году в семье нотариуса в Сан-Джованни-Вальдарно в Ареццо. Мальчик появился на свет в день святого Фомы и в честь него был крещён. Дед будущего художника был кассоне – мастером, изготовлявшим итальянские украшенные сундуки-кассоне и другую мебель. Вероятно, именно он впервые познакомил внука с искусством. Юноша рано остался без отца, а после смерти своего отчима стал единственным кормильцем семьи. Прозвище Мазаччо - «неуклюжий», по свидетельству Вазари, художник получил за свою сосредоточенность на искусстве и рассеянность в повседневной жизни. Очевидно, эти свойства характера объясняют, почему, рано прославившись, художник до конца жизни оставался в долгах и так и не смог достичь материального благополучия. 

          В 17 лет Мазаччо оказался в столице Тосканы – Флоренции. Здесь он, скорее всего поступил на учебу в мастерскую к какому-нибудь известному художнику, однако, имя его учителя история не сохранила. 

Мазаччо было отпущено судьбой совсем мало времени, всего 26 лет, однако, он стал одним из главных реформаторов живописи Раннего Возрождения.

Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и .зодчих» писал о Мазаччо, что  «он… может быть назван в числе первых, устранивших большую часть трудностей, несовершенства и препятствий в искусстве, и именно он и положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также некоей рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец» и  «был удивительно искусным в преодолении трудностей перспективы».

Мазаччо уже в 20 лет получил звание мастера живописи и в 1422 году был принят в Цех врачей и аптекарей, куда в то время входили и художники. А в 1424 вступил во Флорентийскую Гильдию Святого Луки – цехового объединения художников, скульпторов и печатников. Наставниками Мазаччо были Донателло и Брунеллески – он дружил с ними и тщательно изучал их произведения. 

          Одни из самых ранних сохранившихся работ мастера – триптих Сан-Джовенале и «Мадонна с младенцем и Святой Анной» (1424), которую он написал вместе с Мазолино да Паникале. Мазаччо участвовал в нескольких совместных проектах с Мазолино, вероятно, их связывала дружба. По темпераменту и стилю живописи это были достаточно разные художники.  Мазолино тяготел к интернациональной готике с её сказочностью, плоскостностью и нарядностью, в то время как Мазаччо по-новому решает  вопросы, которые станут определяющими для мастеров последующих десятилетий – о  пропорциях человеческого тела, пластике, композиции и перспективе. 

           Единственным точно датированным произведением художника является Пизанский полиптих, который Мазаччо обязался написать для капеллы святого Юлиана в пизанской церкви Санта-Мария-дель -Кармине в 1426 году. В XVIII веке полиптих был разобран, его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям или были утрачены. Центральная часть «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» кисти Мазаччо, которая была центральной панелью композиции, в настоящий момент находится в Национальной галерее в Лондоне. Мазаччо здесь практически полностью отказывается от ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом и светом, упрощая её, и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность. Он также отказывается здесь от декоративных узоров, присущих его совместной с Мазолино картине «Мадонна с младенцем и св. Анной», которые, по-видимому, были ему абсолютно чужды. Традиционный для картин XIV века золотой фон у Мазаччо почти полностью закрыт монументальным антично-классическим троном.

             Из других знаменитых работ мастера примечателен алтарный образ «Святая Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Образ отличается, с одной стороны, следованием средневековым иконографическим канонам, а с другой – ренессансной глубиной и рельефностью, математически выверенной линейной перспективой, делающей изображение объёмным. Мазаччо расположил крест в архитектурном интерьере, похожем на свод древнеримской триумфальной арки. Вся сцена очень напоминает архитектурную нишу, в которой стоят скульптуры.

Самой известной работой Мазаччо стали фрески капеллы Бранкаччи, над которыми он работал с 1424 по 1428 год. Он выполнил «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Крещение неофитов», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Ананиии», «Воскрешение сына Теофила и святой Петр на престоле». Эти произведения коренным образом повлияли на живописцев Ренессанса, многие художники учились искусству, взяв их за образец. 

          Мастер скоропостижно скончался и июне 1428 года в Риме, куда поехал, вероятно для того, чтобы вместе со своим другом Мазолино расписать капеллу святой Екатерины в базилике Сан-Клементе. 

Несомненно, Мазаччо стал одной из главных движущих сил итальянского Раннего Возрождения – он  отошёл от многих устаревших к тому времени канонов средневекового искусства, вдохнул в свою живопись естественность, глубину, цельность и натуралистичность. 

Автор текста: Зоя Константиновна Жосу.


Оставить комментарий