Распятие («Христос Милосердия») - Монтаньес Хуан Мартинес

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Распятие («Христос Милосердия»)
Распятие («Христос Милосердия»)
Автор: Монтаньес Хуан Мартинес
Местонахождение: Кафедральный собор, Севилья, Испания
Произведение: Распятие («Христос Милосердия»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1603 – 1605 гг.
Эпоха: Ренессанс, библейский сюжет

Описание произведения

Деревянное полихромное Распятие испанский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес создал в начале XVII века для украшения сакристии Кафедрального собора Севильи.

Скульптура изображает распятого на Голгофском кресте, умирающего Спасителя. Когда-то прекрасное, гармонично сложенное, а теперь измученное и израненное тело Христа обнажено, лишь чресла прикрыты куском полотна. Его мышцы и сухожилия натянуты как струны, на руках вздулись, будто готовые лопнуть, вены. Кисти рук и ступни пробиты гвоздями.  

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7).

Жизнь покидает тело Сына Божьего. Его голова в Терновом венце, из-под которого на лицо сбегают струйки крови, бессильно склоняется к правому плечу. Глаза остывают. На лике Иисуса выражение страдания уступает место покою – Он выполнил Свою земную миссию. 

Произведения Мартинеса Монтаньеса характеризуются ювелирным исполнением и анатомической точностью фигур. Внутренняя экспрессия в них сочетается с общей сбалансированностью композиции. Деревянные скульптуры мастера покрыты позолотой и тщательно раскрашены. Избегая характерного для испанской пластики того времени акцента на физических страданиях героев, основное внимание Монтаньес уделяет их духовному облику.  

История создания

Деревянное полихромное Распятие («Христос Милосердия»), украшающее интерьер ризницы Лас Кальес Кафедрального собора Севильи, было создано Хуаном Мартинесом Монтаньесом в начале XVII столетия. Его считают самым лирическим произведением испанской пластики того времени.

Собор Санта-Мария-де-ла-Седе, основанный в XV веке, является крупнейшим готическим храмом в Европе, в нём находится около 80 капелл. Севильский собор также хранит в своих стенах коллекцию произведений знаменитых испанских художников и скульпторов.

Отношение автора к вере

Об отношении мастера к вопросам религии и веры всегда можно судить по его произведениям. Известно, что большинство скульптур Монтаньеса было связано с христианской тематикой. Он был известным и уважаемым мастером деревянных ретабло, состоящих из отдельных скульптурных композиций, в алтарях многих андалузских церквей.

Прекрасные, ювелирно исполненные произведения мастера, изображающие сцены из Библии, эмоционально насыщены и одухотворены. Его герои наделены и человеческими чертами, живыми и правдивыми, и Божественной высотой духа. 

 Биография

Испанский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес, один из самых известных мастеров испанского Ренессанса, родился в Алькала-ла-Реаль 16 марта 1568 года. Начальный этап жизни и творчества Монтаньеса прошёл в Гранаде. В 1609 году он переехал в Севилью, где жил и работал до самой смерти. 

В Севилье мастер быстро обрёл популярность и стал главой местной скульптурной школы. Монтаньес основал свою мастерскую, у него было множество учеников и последователей. В 1636 году скульптора пригласили в Мадрид для создания бюста короля Филиппа IV. Друг Монтаньеса, знаменитый испанский художник Диего Веласкес, запечатлел его во время работы над этим произведением (портрет находится в коллекции музея Прадо).

За мастерство создания деревянных скульптур Монтаньес получил прозвище «Бог дерева» («Dios de la madera»). Его произведения, в которых экспрессия сочетается с уравновешенностью, покрыты позолотой и раскрашены. Мастер избегал делать акцент на физических страданиях своих героев, основное внимание уделяет их духовной характеристике. Статуи Монтаньеса отличаются анатомически точным, ювелирным изображением человеческого тела. 

Самые известные работы мастера: «Распятие» (1589, Прадо), «Обретение стигматов Святым Франциском» (1594, монастырь Святой Клары, Севилья), «Святой Христофор» (1597, храм Сан Сальвадор, Севилья), «Распятие» (1603, Севильский собор), «Младенец Христос» (1607, Севильский собор), «Святой Игнатий Лойола» (1610, храм Успения в Севилье), Ретабло монастыря иеронимитов Сан Исидро дель Кампо (Сантипонсе, 1612), Ретабло монастыря Санта Клара (Севилья, 1621), «Святой Франсиско Борджа» (1624, храм Успения, Севилья), «Непорочное зачатие» (1630, Севильский собор), «Святой Бруно» (1634, городской музей Севильи) и другие.

Умер Хуан Мартинес Монтаньес 18 июня 1649 года в Севилье, прожив долгую, интересную и творчески наполненную жизнь.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий