Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Нагорная проповедь» – эскиз, выполненный талантливым русским художником XIX века Петром Васильевичем Басиным. Работа посвящена одному из самых известных новозаветных эпизодов. Вскоре после принятия крещения Христос начал Своё земное служение. Он приобрёл много учеников и последователей, которые неотступно шли за Ним, внимая словам о Царствии Небесном.
В самом центре картины изображён Иисус, проповедующий народу на возвышенности. Он учит их, как поступать, чтобы быть достойными войти в Божие Царство. Спаситель окружён разными людьми: среди них старики и юноши, богатые и бедные, здоровые и больные. Но все они объединены вокруг фигуры Христа, всем без исключения нужен Тот, Кто откроет путь на Небеса.
Петр Басин очень грамотно расположил персонажей, картина не выглядит перегруженной из-за обилия слушателей Христа. Сам Господь, сидящий на каменистом выступе, возвышается над остальными: Он Бог, Он Учитель, Он знает самые потаённые мысли и желания в сердцах людей. Местность кажется залитой полуденным солнцем; преобладание красных, синих и жёлтых оттенков делает изображение насыщенным и ярким.
История создания
«Нагорная проповедь» Петра Басина является одним его эскизов, созданных для росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В начале 1840-х годов для росписи его интерьеров художник был привлечен по личному приглашению автора проекта здания, архитектора Огюста Монферрана, в очень драматичный момент: Карл Брюллов, на тот момент выполнявший эскизы, серьезно заболел и был вынужден отказаться от дальнейшей работы.
Петр Васильевич Басин не только завершил роспись купола Екатерининского придела, но и написал фигуры евангелистов в четырех парусах собора и сцену Нагорной проповеди в аттике над большими южными воротами.
За выдающийся вклад в оформление Исаакиевского собора художник был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте, а также получил звание заслуженного профессора.
Отношение автора к вере
Будущий известный русский художник Петр Басин родился в христианской семье, с детства впитав в себя культуру и традиции православия. Позднее это нашло выражение в его творчестве. Он писал очень много картин религиозного содержания, выполнял образы для иконостасов, запрестольные образы, плафоны и фрески.
Ему принадлежит роспись многочисленных церквей, алтаря в Казанском соборе, а также соборов в Петергофе и Тифлисе. Пётр Васильевич принимал участие и в росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Там он выполнил большую часть работ: его кисти принадлежит около сорока образов и картин на библейские сюжеты.
Художник исполнил эскизы и картины к росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Его собственная живая вера в Бога придавала смысл всему творческому процессу, поскольку в нём мастер видел не просто государственные заказы, а подлинное служение Всевышнему.
Биография
Пётр Васильевич Басин родился 25 июня (6 июля) 1793 года в Петербурге в семье чиновника. Находясь на службе в Экспедиции государственных доходов, он состоял в качестве «постороннего» ученика в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи В. К. Шебуева (1811 – 1818 гг.). Был награжден малой и большой серебряными медалями, а в 1818 году за полотно «Христос изгоняет торгующих из храма» был удостоен большой золотой медали и получил право на пенсионерскую поездку в Европу. В 1819 – 1830 годах жил в Италии, где выполнил копии фресок Рафаэля, а также картины на античные и библейские сюжеты, за которые в 1830 году был удостоен звания академика.
По возвращении в Россию преподавал в Императорской Академии художеств (1831 – 1869 гг.). Участвовал в росписях ее залов и церкви, в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837 года.
В 1869 году Петр Басин оставил академию в связи с тяжёлой и прогрессирующей болезнью глаз. Скончался в июле 1877 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Для творчества художника характерно сочетание черт классицизма и романтизма. Интересен Пётр Басин и своим вниманием к пейзажу. В его наследии есть много пейзажных этюдов, которые он использовал иногда при работе над большими полотнами. Своей свежестью, воздухопередачей и насыщенностью солнцем Италии они во многом предвосхищают этюды Александра Иванова.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.