Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Полотно «Христос святого Иоанна Креста» испанского художника Сальвадора Дали напоминает нам следующие евангельские строки: «Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мк. 15:25-26). Дали написал Распятие с неожиданного ракурса – сверху, вопреки всем устоявшимся традициям изображения этого евангельского события. Считается, что Крест здесь видится глазами Бога Отца.
В полотне можно выделить две неравные части – собственно Распятие и земной пейзаж внизу. В каждой из них своя перспектива, но у них есть общая точка схода на горизонте, где они соприкасаются. Христос, истинный Бог и истинный Человек, соединяет небо и землю своей искупительной Жертвой. Композиция Креста выполнена в виде треугольника, символизирующего Святую Троицу.
На картине нет традиционных деталей, связанных с Крестными Страданиями Христа – нет ни ран, ни тернового венца, руки Спасителя не прибиты гвоздями. Христос как бы находится вне пространства и времени, что напоминает о Предвечном Совете Святой Троицы о спасении человечества, Боговоплощении и крестной смерти.
Нижняя, меньшая часть полотна – земной пейзаж, выполненный в более традиционной манере. Море и лодка напоминают о начале проповеди Христа, о море Галилейском и встрече с первыми апостолами: «Иисус… удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском» (Мф. 4:12-13).
История создания
Создание монументального (205 х 116 см) полотна «Христос святого Иоанна Креста» относится к тому периоду жизни и творчества Дали, когда он обратился от сюрреализма и модернизма к более академическим формам. Вдохновением послужил набросок католического святого и мистика Иоанна Креста, что отражено в названии произведения.
Сам Дали говорил, что замысел картины взял своё начало в двух мистических снах, где он увидел Христа как «ядро Вселенной» и хотел выразить «метафизическую красоту Христа-Бога».
Отношение автора к вере
Сальвадор Дали – весьма эпатажный человек и художник – часто доходил до крайностей, не признавая никаких запретов, в том числе моральных и нравственных. «Самым важным для меня тогда было как можно больше нагрешить» – пишет испанец о начале своего пути в сюрреализме. Знаменитый сюрреалист придерживался атеистических взглядов, но удивительно, что подтолкнул Дали к мыслям о Боге не кто иной, как Ницше. «Впервые открыв Ницше, я был глубоко шокирован. Черным по белому он нагло заявлял: «Бог умер!» Каково! Не успел я свыкнуться с мыслью, что Бога вообще не существует, как кто-то приглашает меня присутствовать на его похоронах! У меня стали зарождаться первые подозрения» – пишет Дали в своём «Дневнике одного гения».
Не терпевший ограничений Дали столкнулся с ними и в группе сюрреалистов, которые, казалось бы, отбрасывали, снимали их. Например, нельзя было обращаться к религиозным сюжетам без богохульства («Просто грезить о рафаэлевской мадонне, не имея в виду никакого богохульства, – об этом нельзя было даже заикаться»). Противоречивший всем Дали позже отошёл от группы в поисках собственного пути (но, не отказавшись от принципов сюрреализма).
В течение сороковых наметился поворот в творчестве и мировоззрении художника – обращение к католическому мистицизму. Обратившись к христианству, Дали не перестал быть сюрреалистом и эксцентриком. Стоит вспомнить, что во время своей знаменитой лекции в 1950 году художник показал слушателям двузубую вилку, сказав, что один её зубец – это Дали-бунтарь, а второй – Дали-католик. Ручка же вилки символизировала единство и целостность этих двух Сальвадоров.
Этот период его творчества, продлившийся сорок лет, до его смерти, называют иногда «Ренессансом Дали» или «классическим периодом». Он ознаменован более пристальным вниманием к более академическим, традиционным художественным формам и христианской тематике, что заметно в ряде его работ: «Мадонна Порт-Льигата» (1949), «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1954), «Тайная вечеря» (1955), «Вселенский собор» (1960), «Пьета» (1987) и других.
Биография
Сальвадор Дали родился в 1904 году. Эксцентричность будущего художника проявилась уже в детстве – он не ладил со сверстниками, вёл себя странно и чудаковато. В обычной городской школе юный Сальвадор начал учиться изобразительному искусству. В 1921 году он поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо и позже переехал в Мадрид, где встретил Федерико Гарсиа Лорку, Луиса Бунюэля, его будущих единомышленников по сюрреализму. В это же время он начал экспериментировать с художественными формами, в частности в рамках кубизма и дадаизма («Кубистическая фигура» (1927)).
После исключения из Академии Дали поехал в Париж и познакомился с Пикассо, чьё творчество повлияло на молодого художника. В 1929 году он принял участие в короткометражном сюрреалистическом фильме Бунюэля «Андалузский пёс» и присоединился к группе сюрреалистов. Тогда же он встретил свою будущую жену, Галу (Елену Дьякову). В эти годы он написал такие известные картины, как «Постоянство памяти» (1933) «Загадка Вильгельма Телля» (1933), «Явление города Делфта» (1936), «Сон» (1937). После прихода к власти Франко Дали ушёл из группы сюрреалистов, сказав «Сюрреализм – это я».
Позднее, в конце тридцатых-начале сороковых, наметился некоторый отход от сюрреализма, Дали обратился к ренессансному искусству. Художник провозгласил себя спасителем (так с испанского переводится его имя) искусства от деградации модернизма, желая «возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности, следуя великой классической традиции реализма и мистицизма». Этот период продлился до самой смерти художника в 1989 году.
Помимо живописи, Сальвадор Дали проявил себя в скульптуре, дизайне (его коммерческие работы), литературе (либретто к нескольким балетам), кинематографе (сотрудничество с Луисом Бунюэлем, Уолтом Диснеем, Альфредом Хичкоком). Его жизнь и творчество – странное, удивительное, провокационное, а порой даже шокирующее – создали художнику славу одного из самых противоречивых мастеров двадцатого века.
Автор текста: Жосу Зоя Константиновна.