Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Распятие стало концом земной жизни Иисуса Христа. О Своей крестной смерти Господь сказал Своим ученикам: "на сей час Я и пришел" (Ин.12:27). Все четыре канонических евангелия описывают распятие Иисуса Христа, приводя при этом разные подробности. “И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лк. 23:33-46).
Изображение распятия обязательно присутствует в каждом христианском храме и поэтому образ распятого Христа один из часто изображаемых в религиозной живописи. Аньоло Бронзино показал крест с пригвожденным к нему Иисусом на фоне архитектурного элемента - стенной ниши темного цвета. Возможно, такой фон был обусловлен особенностью помещения, для которого писалось произведение. Одновременно, второй план создает ощущение тяжести и непоколебимости, усиливая переживание страдания. На темном фоне резко выделяется вытянутое и истощенное тело Иисуса. Художнику удалось передать в образе византийский иконографический канон, когда Христос выглядит не страдающим, а добровольно взошедшим на крест. При этом, следуя католической традиции, ноги Иисуса прибиты к кресту одним гвоздем, а пальцы на руках сведены. Голова Спасителя, увенчанная терновым венцом, опущена вниз. Над головой художник изобразил тонкий золотой обруч нимба, символизирующего святость.
История создания
Картина "Распятие" написана Аньоло Бронзино в 1540 году и принадлежит периоду творческого расцвета мастера. В это время Бронзино служил придворным живописцем при дворе Козимо I Медичи, и скорее всего работа писалась по его заказу. Несколькими годами ранее художник был принят в гильдию Святого Луки.
Отношение автора к вере
Рожденный в католической семье, Анджело ди Козимо ди Мариано был крещен и воспитан в католической вере. Не осталось документальных свидетельств о личном отношении Бронзино к вере, но прикоснуться к этой таинственной части человеческой жизни можно исследуя труды живописца и оценивая его поступки.
Хотя знаменитым живописцем Бронзино сделали созданные им портреты знатных людей Флоренции, он никогда не оставлял религиозной живописи. В своих моделях он, прежде всего, искал внутренний идеал, возвышающий над суетными заботами и человеческими недостатками. Его персонажи сильные, волевые, уверенные в себе люди. По мнению Ломаццо таким и должен быть придворный портрет: "Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков".
На религиозных полотнах Бронзино персонажи предстают в совсем другом виде, это живые люди с искренними эмоциями. "Святое семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем" является одной из лучших картин художника. Одухотворенные лица библейских персонажей светятся неподдельной добротой и святостью, они понятны и близки. Еще один пример - роспись потолка капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции. Образ архистратига Михаила не только прекрасен, но и несет на себе отпечаток благородства и героизма. В противоположность ему облик дьявола представлен карикатурно злобным, показывая немощь зла перед силою добра и света. Одна из самых знаменитых работ художника - "Аллегория с Венерой и амуром", не смотря на свой явный эротический посыл, имеет глубокую моральную составляющую. Работа писалась для французского короля Франциска I, погрязшего в плотских утехах и больного сифилисом. Не смотря на важность персоны, произведение несет обличительный и предостерегающий характер.
В конце своей творческой деятельности Аньоло Бронзино практически оставил портретный жанр, посвятив себя религиозной живописи.
Не смотря на то, что похороны Бронзино были скромными, в эпитафии на его могиле есть такие слова: “Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…”.
Биография
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции в семье мясника. Полное имя художника Анджело ди Козимо ди Мариано. Первым наставником юного художника стал малоизвестный живописец Рафаэллино ди Гарбо. Профессиональное становление Аньоло происходило под началом другого учителя – Якопо Понтормо. Некоторые биографы рассматривают Понтормо как приемного отца юноши.
Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма. Несмотря на собственные успехи в живописи, он оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. "Пигмалион и Галатея" – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством Понтормо. В картине уже просматриваются холодность и рассудительность, присущие более поздним произведениям художника. Вместе с Понтормо Бронзино расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма.
В 1530 году Аньоло стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину "Состязание Аполлона и Марсия" и в 1532 году портрет герцога, с которого начался успех Аньоло Бронзино как портретиста. Картины мастера этого периода отличаются изображением человека в живой позе на фоне необычных строений.
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В задачи придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году. В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами "Сотворения мира" и ликами святых. В это же время художник пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является "Аллегория любви", которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
В 1537 году художник был принят в гильдию Святого Луки. Портреты этого периода имеют уже более холодный и чопорный стиль, архитектурный фон пропадает. Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи. Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
В 1540—1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них - 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в 1546-1547 годах. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. Бронзино принял видное участие в деятельности Академии искусств, одним из основателей которой он был в 1563 году. В последние годы жизни он был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции.
Автор текста: Ольга Северинова.