Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Тайной вечерней называется последняя трапеза Иисуса Христа со своими учениками. Она состоялась за два дня до праздника опресноков в Иерусалиме, в Сионской горнице, где Спаситель и апостолы праздновали иудейскую пасху, в память о избавлении еврейского народа от египетского рабства. На этом собрании произошло установление таинства Евхаристии, главной части церковного богослужения. Подробнее всего тайную вечерю описывает апостол Иоанн Богослов, как участник происходившего.
"И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Мк. 14:18-25).
Изображение Тайной вечери обязательно присутствует в каждом христианском храме. Гербранд ван ден Экхаут на своей картине показал помещение почти полностью погруженное во тьму, в котором присутствуют лишь два источника света. Свет от свечи так слаб, что может лишь немного осветить нишу, в которой она стоит. Другой источник света расположен на столе, но скрыт фигурами сотрапезников. Его яркого света достаточно, чтобы хорошо рассмотреть Иисуса Христа, сидящего в центре стола и, находящегося рядом с Ним апостола Петра.
Господь показан художником в момент преломления хлеба. Глаза Спасителя подняты к небу, что означает возносимую Им молитву. Рядом с блюдом с остатками ветхозаветного агнца стоит чаша для вина. Почти все находящиеся за столом ученики смотрят на своего Наставника. В противоположную сторону повернута голова Иоанна Зеведеева, юный апостол слушает рядом сидящего товарища. Серьезное выражение лиц наводит на мысль, что они обсуждают как спросить Христа о том, кто предаст Его. Это же иллюстрирует стоящий за их спинами ученик, указывающий на себя рукой: "Не я ли?"
Особое впечатление производит фигура Иуды Искариота, изображенная на фоне сильного источника света. Она выглядит бесформенной, тяжелой и мрачной. Иуда встал из-за стола, чтобы выполнить задуманное. Голова его опущена вниз, апостол как бы погружен во внутренние раздумья. Так художник передал свободного выбора, который был у предателя. Даже уличенный Господом, он получил все тоже, что и прочие ученики, но любовь и смирение Иисуса, не просветили его помраченные сердце и разум. Свет, который озаряет других апостолов, делает его подобным внешней тьме.
История создания
Картина "Тайная вечеря" написана Гербрандом ван ден Экхаутом в 1664 году. Это период творческого расцвета мастера, когда он пишет свои лучшие произведения: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека), «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж).
Размер произведения 10 х 142 см. В композиции и колорите картины чувствуется сильное влияние наставника художника, Рембрандта ван Рейна. Как и его учитель, Гербранд ван ден Экхаут мастерски использует светотень, внося в изображение драматическое напряжение.
Отношение автора к вере
Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.
Биография
Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека), «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.
Автор текста: Северинова Ольга.