Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Закон предписывал евреям ежегодно отмечать день, когда они были избавлены из египетского рабства. Сам праздник, который именовался Пасхой, был прообразом будущего спасения человечества от власти греха и смерти. Приготовленный в этот день для трапезы агнец символизировал Христа.
Иисус праздновал свою последнюю Пасху в Иерусалиме, в Сионской горнице, вместе с учениками. На этом собрании произошло установление таинства Евхаристии, главной части христианского богослужения. В церковной традиции последняя трапеза Христа с учениками называется Тайной вечерней, не только потому, что она была скрыта от враждебного мира, но и потому, что в ее центре находится тайна снисхождения Богочеловека к людям. Тайную вечерю описывают все четыре евангелиста, но подробнее всего происходившие события излагает присутствовавший на трапезе апостол Иоанн Богослов.
"И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое .И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Мк. 14:18-25).
Изображение Тайной вечери обязательно присутствует в каждом христианском храме. Якопо Пальма Младший, иллюстрируя этот важный евангельский эпизод, использовал традиционную для эпохи Возрождения композицию. Большее пространство полотна занимает стол и сидящие за ним люди. Столешница накрыта белой скатертью, цвет которой символизирует духовную чистоту собравшихся.
Иисус Христос изображен в центре произведения в момент причащения любимого ученика Иоанна Зеведеева. Поддерживая его за плечи, Господь подает юноше хлеб - Свое Тело. Руки апостола сложены на груди крестообразно, как у подходящих к таинству причастия. Выражение лица Иоанна передает переживаемые им эмоции умиления и благоговения. Одежда Христа традиционных иконографических цветов: синего, символизирующего Небо и мудрость и красного, означающего пролитие крови и говорящего о царском достоинстве Иисуса.
Остальные ученики изображены художником вокруг стола. Их позы, мимика и жесты передают оживленную беседу, причиной которой стало последнее наставление Божественного Учителя апостолам.
История создания
Картина "Тайная вечеря" написана Якопо Пальма Младшим в 1585 году. В период с 1580 по 1590 год художник писал циклы картин для различных церквей и монастырей. Это полотно создано для украшения церкви Святого пророка Моисея в Венеции. Картина "Тайная вечеря" находится там в настоящее время в капелле слева рядом с "Омовением ног" Якопо Тинторетто, которому Джакомо Негретти подражал в своем творчестве.
Отношение автора к вере
Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись: "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.
Биография
Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто, написав три сцены в большом зале совета.
Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
Автор текста: Северинова Ольга.