Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Тайная вечеря» – одна из многочисленных фресок кисти итальянского художника Алессандро Аллори, созданная на известный евангельский сюжет о последнем ужине Христа со Своими учениками. Композиция во многом напоминает работу Леонардо да Винчи и в целом является традиционной интерпретацией сцены. Основную часть занимает длинный стол, накрытый всевозможными яствами. В центре восседает Господь, Который уже знает о скором предательстве одним из ближайших к Нему людей, пытках и распятии на кресте. Однако Иисус выглядит очень спокойным и исполненным благодати. Он стремится передать апостолам последние наставления, пока не закончилась Его земная жизнь.
Различными эмоциями наделил живописец учеников: кто-то задумчиво и внимательно слушает речи Христа, другие оживленно обсуждают услышанное. Некоторые даже встали со своих мест, что придаёт картине больше экспрессии и движения. На столе можно заметить венецианские бокалы, характерные для того времени, в котором жил художник. На роскошных блюдах лежат фрукты и различные овощи. Скатерть украшена цветами, которые, как считается, Аллори скопировал с рисунков гербария, принадлежавшего семье Медичи. Изначально он был создан Якопо Лигоцци, придворным художником правящей династии. Присутствуют и неизменные символы Причастия – хлеб и вино. Они олицетворяют человеческую природу Христа, Его жизнь, страдания и смерть во имя искупления грехов всего мира.
История создания
С конца семидесятых годов XVI века флорентийская художественная деятельность, главным образом, акцентирует внимание на представлении о Боге. Алессандро Аллори адаптируется к этому, используя формальную флорентийскую традицию Андреа дель Сарто, Бронзино и Микеланджело, обогащенную аристократическим вкусом в изображении ценных предметов интерьера, драгоценных тканей и сложных вышивок.
Фреска «Тайная вечеря» – яркий пример подобной работы художника. Она находится в бывшей трапезной церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. После длительной реставрации при поддержке Кредитного банка Бергамо в 2012 году фреска была выставлена для всеобщего обозрения. Известна, как минимум, ещё одна работа Аллори на данную тему. Одноименная фреска со схожей композицией, датируемая 1584 годом, является частью коллекции музея Санта Мария Новелла во Флоренции
Отношение автора к вере
Будущий выдающийся мастер эпохи маньеризма родился и вырос в традиционной католической семье. Основным направлением, выбранным им в живописи, стали религиозные сюжеты (помимо работ на мифологические темы и не менее великолепные портреты). Алессандро Аллори принадлежит роспись большого количества церквей, его фрески до сих пор украшают флорентийские соборы. Выполненные художником работы на основе Библии отличаются вниманием к деталям и стремлением передать с помощью кисти духовную составляющую каждого эпизода. Образ Христа на его картинах выглядит по-особенному светлым и возвышенным. Насколько глубока была собственная вера живописца, остаётся лишь догадываться сейчас. Но, несомненно, его произведения красноречиво говорят о стремлении автора постигнуть посредством их вечные христианские истины.
Биография
Алессандро ди Кристофано ди Лоренцо дель Бронзино Аллори (Флоренция, 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) был итальянским художником-портретистом поздней маньеристской флорентийской школы. В 1540 году, после смерти отца, его воспитал и обучил искусству близкий друг, которого часто называют его «дядей», художник-маньерист Аньоло Бронзино, чье имя он иногда упоминал в своих картинах. Посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинами Микеланджело добавило к изысканной манере живописи флорентийского художника несомненное влияние великого мастера.
Художник возвратился на родину во Флоренцию, где вскоре стал одним из основных живописцев для правящей семьи Медичи. Первой известной работой Аллори был запрестольный образ, написанный в 1560 году для Часовни святой Аннунциаты, часть алтаря о Страшном суде, в котором заметно влияние Микеланджело. Когда великий герцог Тосканы Медичи распорядился расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо (ратуша Тосканы), Аллори начал работать над росписями совместно с Вазари. Работа в Палаццо Веккьо была закончена после смерти Бронзино, который был главным живописцем герцога Медичи много лет. Аллори в Палаццо Веккьо закончил работы Бронзино и самостоятельно создал великолепную живописную композицию, названную «Ловля жемчуга». Картину «Ловля жемчуга» (Палаццо Веккьо, Флоренция, 1571) вообще считают шедевром живописи маньеризма.
Жизнь и искусство художника Алессандро Аллори были тесно переплетены с заказами, которые получала мастерская Бронзино, но творческое наследие флорентийского живописца Аллори имеет и собственное хорошо ценимое собрание произведений. Живопись художника, типичная для флорентийского маньеризма последней четверти XVI века, влияла на художественный стиль в Тоскане в течение почти пятидесяти лет после смерти живописца. Аллори был одним из последних известных живописцев маньеризма, период которого закончился вместе с его смертью.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.