Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Произведение французского художника Валантена де Булонь «Тайная вечеря» иллюстрирует последнюю трапезу, которую Христос разделил со Своими учениками перед скорой смертью. Всё полотно занимают многочисленные фигуры апостолов, сидящих за столом. Посредине изображён Господь, сообщающий в эту самую минуту о том, что один из присутствующих здесь людей предаст Его. Произнося эти слова, Иисус выглядит спокойным, но сосредоточенным и серьёзным. Зритель может ощутить, какая непростая духовная борьба происходит внутри Спасителя.
Совсем рядом с Ним, по традиции, находится один из любимых учеников – Иоанн. Остальные же изумлены услышанным, и каждый задаётся вопросом: не ему ли суждено оказаться предателем. Выражения лиц и жесты апостолов говорят о их неподдельном волнении и смятении. Лишь один из них сидит в тени, вполоборота от Христа. Тот, кто уже замыслил в сердце недоброе, крепко сжимает в руке мешочек с монетами. Вознамерившись продать Господа за тридцать сребреников, Иуда ждёт подходящего момента, чтобы выйти из трапезной. Сказанное Иисусом не вызвало в нём ни капли раскаяния и сожаления. Картина выполнена в тёмных тонах, тусклый свет падает на центральную часть стола и образ Спасителя.
История создания
Работа над полотном была завершена приблизительно в 1625–1626 годах. В этот период мастерство живописца достигло своего пика. Он активно трудился в Риме, одно за другим выходили из-под его кисти великолепные произведения в основном на религиозную тематику. Де Булонь обладал удивительным талантом донести до зрителя всю сложность и напряжённость сцены. Будучи верным технике тенебризма, он с её помощью достигал невероятного эффекта реалистичности изображения.
Эпизод, посвящённый тайной вечере, является очень популярным в иконографии и христианской живописи. Художник, убрав все лишние детали, как, например, обилие блюд и напитков на столе, сосредотачивает внимание на самой драме, на ключевом моменте последней встречи Христа со всеми его учениками. И это, безусловно, позволяет предположить, насколько сильно Валантен де Булонь был впечатлён евангельской сценой и как он сам переживал эту эмоционально сложную ситуацию.
Отношение автора к вере
Свой творческий путь в живописи молодой художник начинал преимущественно с религиозных сюжетов. Как свидетельствует Дж. Бали, написавший его биографию, Валантен де Булонь проживал в Риме в основном один, однако периодически он делил квартиру с кем-то из друзей или коллег, кто нуждался в крыше над головой. Бали отмечает, что живописец был очень религиозен, а также глубоко почитал своих родителей. По словам современников мастера, среди его главных личностных качеств выделялась чувствительная и ранимая душа, благородство и стремление прийти на помощь ближнему, что является исполнением Божьих заповедей. Даже отойдя позднее от библейских сцен, де Булонь продолжал размышлять в работах о смысле человеческого бытия, разумного отношения к жизни и о нравственном облике своих персонажей.
Биография
Валантен де Булонь, французский художник эпохи барокко и представитель караваджизма, родился 3 января 1591 года во Франции. В Италию он прибыл совсем юным, но уже хорошо владея кистью.
Валантен чувствовал сильное влечение к творчеству Караваджо и подобно ему признавал только живопись с натуры. Друг Валантена Никола Пуссен не оказал большого влияния на него, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Валантен быстро стал одним из лидеров не только французской колонии живописцев в Риме, но и всех французских караваджистов.
Некоторое время Валантен писал картины на религиозные темы в своём реалистическом духе, лишённом идеализации, оставаясь верным принципам Караваджо и своей натуре. Валантен принадлежит к числу представителей натуралистической школы, которая в то время, однако, еще не умела вполне четко преследовать свои цели. Во всяком случае, французы причисляют его к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения.
Валантен задолго до психологического реализма XIX века был способен с помощью визуальных средств передать драматизм внутреннего состояния своих героев.
19 августа 1632 года живописец скончался в Риме, где в то время жил и работал.
Автор текста: Абрамова Татьяна.