Оратория «Страсти по Матфею» - Бах Карл Филипп Э.

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Оратория «Страсти по Матфею»
Оратория «Страсти по Матфею»
Автор: Бах Карл Филипп Э.
Произведение: «Страсти по Матфею»
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1785 г.
Стиль:Библейская оратория

Описание произведения.

Оратория «Страсти по Матфею» - духовное произведение К.Ф.Э.Баха для солистов, хора и оркестра. Немецкий поэтический текст произведения основан на описании Страданий Иисуса Христа по Евангелию от Матфея. Композитор написал сочинение повествовательного характера, его длительность составляет около часа, что довольно скромно для жанра пассионов. Произведение предназначено для исполнения в церкви в последнюю неделю Великого Поста, оно призывает задуматься о Жертве, которую принес Господь для спасения всех людей, чтобы поиметь решимость исправить свою жизнь и достойно встретить Пасху Христову.

Характер произведения задумчивый, скорбный, композитор дорожит каждым словом, поэтому избегает вычурных фраз оркестра, упрощая мелодию не в ущерб музыкальной выразительности всего сочинения.

История создания.

Драматическая оратория К.Ф.Э.Баха «Страсти по Матфею» была впервые представлена в 1785 году в Гамбурге. Композитор, получивший место кантора после своего крестного отца и великого музыканта Г.Ф.Телемана, должен был каждый сезон представлять Пассионы (Страсти) на одно из Евангелий. По Евангелию от Матфея им было написано шесть произведений, но в записи сегодня существует лишь одно из них. Многие опусы К.Ф.Э.Баха, к сожалению, не сохранились из-за войн и потрясений, как и сочинения Г.Ф.Телемана.Оратории -пассионы важнейшая часть наследия К.Ф.Э.Баха, которого уже при жизни называли великим композитором.

Отношение автора к вере.

Карл Филипп Э.Бах родился в семье знаменитого композитора – церковного органиста И.С.Баха. Крестным отцом мальчика стал другой известный музыкант и церковный композитор - Георг Филипп Телеман, в честь которого Карл получил второе имя. Атмосфера, в которой рос будущий композитор, была духовной, дети почти с рождения присутствовали на богослужениях, а дома каждый день слышали прекрасную церковную музыку, сочиняемую их отцом. После переезда семьи в Лейпциг, в возрасте десяти лет Карл Филипп был зачислен в школу при церкви Святого Фомы, как и другие мальчики семьи И.С.Баха. Можно сказать, что вера в Бога сопровождала композитора с рождения и в течение всей жизни, а его второй «гамбургский» период творчества был связан с церковной музыкой. Карл Филипп многократно приумножил свой талант, данный Богом, и стал учителем для многих великих музыкантов, включая В.А.Моцарта, Й.Гайдна и Л.Бетховена.

Биография.

8 марта 1714 года в семье И.С.Баха и его супруги Марии Барбары родился третий сын(второй из оставшихся в живых),годом ранее семья перенесла горе- умерли младенцы- близнецы Мария и Иоганн.

Иоганн Себастьян сам обучал сыновей музыкальным наукам, но настоял на том, чтобы Карл Филипп начал изучать юриспруденцию в Лейпцигском университете, а затем во Франкфурте -на -Одере. Это желание было обосновано отношением к музыкантам – только ученая степень могла предотвратить пренебрежительное обращение в форме «господин -слуга».

В возрасте 24 лет, в 1738 году Карл Филипп получает ученую степень в области юриспруденции, но не открывает свою практику, а начинает активно заниматься музыкой. Почти сразу, по рекомендациям братьев Граун, молодой композитор поступает на службу к наследному принцу Фридриху Прусскому. Этот период жизни -с 1738 по 1768 гг. - Карла Филиппа принято называть «берлинским». Он много выступает, пишет различную инструментальную музыку, учится у лучших композиторов -современников – главным образом у своего отца, затем у крестного Г.Ф.Телемана, у Г.Ф.Генделя и других. Наконец, Карл Филипп становится заметной фигурой в музыкальном мире – в его «Магнификате» уже проявляется собственный стиль – яркий и живой знаменующий переход от эпохи барокко к классицизму.

Замечательный музыкант и композитор Карл Филипп явился еще и прекрасным учителем – изданная им книга «Эссе об истинном искусстве игры на клавишных инструментах» стала бесценным помощником для Гайдна, Моцарта, Бетховена, Ф.Мендельсона. Известно высказывание В.А.Моцарта о композиторе: «Он – отец, мы- дети». И это было лучшим признанием его вклада в музыкальную науку.

С 1768 по 1788 гг. начинается «гамбургский» период Карла Филиппа Э.Баха. Он испросил разрешение отказаться от поста при дворе, чтобы занять пост капельмейстера (музыкального директора) в Гамбурге после своего крестного Г.Ф.Телемана. Также за ним закрепили должность придворного композитора сестры Фридриха Прусского – принцессы Амалии. Благодаря этому назначению и интересу принцессы к жанру оратории, в музыкальном наследии композитора появились замечательные хоровые произведения.

Карл Филипп с усердием принялся исполнять свои обязанности по написанию церковной музыки для церкви Святого Михаила, а также других церквей Гамбурга. В 1769 году выходит самая значимая его работа – оратория «Израильтяне в пустыне», по которой Ф.Мендельсон впоследствии напишет свою знаменитую ораторию «Илия».

Из-под пера Карла Филиппа Э.Баха вышли семьдесят литургических произведений, одиннадцать постановок «страстей», библейские оратории и другие духовные сочинения, прославившие его на весь мир. В «берлинский» период композитор создал множество инструментальных сочинений, песен и светских кантат.

14 декабря 1788 года композитор умер и был похоронен в Гамбурге, в крипте Михаэлькирхе – церкви святого Михаила.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Оставить комментарий