Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Тайной вечерней называется последняя трапеза Иисуса Христа со своими учениками, состоявшаяся за два дня до праздника опресноков. "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания" (Лк. 22:15). На этом собрании, о котором подробнее всего рассказывает евангелист Иоанн, произошло установление таинства Евхаристии, главной части церковного богослужения.
"И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием" (Мк. 14:18-25).
Изображение Тайной вечери обязательно присутствует в каждом христианском храме. Джованни Баттиста Тьеполо на своей картине показал большое помещение с четырьмя массивными колоннами, которые символически могут означать четыре части света, где должно быть проповедано слово Божие, а также четыре канонических Евангелия. Завеса из белой ткани скрывает дверь на втором плане, её можно толковать как закрытый вход в Царство Небесное, которое откроется смертью и Воскресением Христа.
На переднем плане показан стол, покрытый белой скатертью с поставленными на нем блюдами скромной трапезы. В центре застолья показан Иисус Христос, положение Его рук и лицо, поднятое к небу, говорит о возносимой молитве Богу Отцу. Вокруг головы Спасителя художник изобразил сияние Божественной славы. Одежда Иисуса имеет традиционные иконографические цвета - синий, символ Его Божественной природы и красный, как знак царственного достоинства и пролитой крови для спасения человечества. Из апостолов можно определить Иоанна Богослова, как самого юного и сидящего рядом с Учителем, и Иуду предателя - темноволосого мужчину в красном хитоне с тугим кошельком на поясе. Не смотря на разнообразие поз и мимики апостолов, только Иуда выглядит чужим за праздничным столом, художнику удалось передать его внутреннюю отстраненность от происходящего. Изображение собаки у ног одного из апостолов смягчает торжественность картины, делает её эмоционально ближе простому зрителю и одновременно, как живописный символ, напоминает о верности и преданности.
История создания
Точная дата написания картины "Тайная вечеря " неизвестна. Но по стилю письма её следует отнести к позднему периоду творчества художника.
Произведение поражает выбором красок, ощущением энергии и экспрессии работы кисти. А светоносность пространства и неожиданные подробности стали отличительной манерой живописи мастера.
Отношение автора к вере
Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Биография
Джованни Баттиста Тьеполо- крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.
Автор текста: Ольга Северинова.