«Распятие Христа» - Эль Греко

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Распятие Христа»
«Распятие Христа»
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: «Распятие Христа»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1596-1600 гг.

Описание произведения

Эта картина рассказывает о событиях, описанных в стихах 24-27 из главы 15 Евангелия от Марка: «...Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. (Мк.15:25-26).

Фигуры персонажей в данной композиции вытянуты. Экспрессия образов передана через контрастную светотеневую моделировку одежд персонажей, присущую произведениям эпохи Возрождения.

Вокруг креста стоят Богородица и апостол Иоанн, у подножия на коленях склонилась Мария Магдалина. Все тесное пространство картины наполнено тьмой, которая сгущается вокруг креста. Именно поэтому ангелы слева и справа стремятся собрать в свои ладони кровь Иисуса, капающую с Его ран кистей рук и бьющую из проколотого правого подреберья. Третий ангел держит скомканную пелену возле пробитых стоп Спасителя, и в белую ткань впитываются стекающие бурые струйки. Мария Магдалина протирает брус у самого основания, чтобы ни одна капля крови Христовой не упала на землю.

История создания

Данное полотно являлось частью алтаря Церкви Доньи Марии де Арагон, принадлежавшей Колледжу Богоматери в Мадриде - Колехио де Нуэстра Сеньора де ла Энкарнасьон – августинской семинарии, предназначенной для подготовки католических священников.

В этот период Эль Греко жил в Толедо и имел относительно мало заказчиков в Мадриде. Соглашение между художником и Советом Кастилии было подписано в декабре 1596 года и требовало от Эль Греко доставить готовый алтарь к Рождеству 1599. Но он был окончательно завершен только в июле 1600.

Как считают некоторые испанские искусствоведы, первоначально алтарь состоял из 7 картин и 6 скульптур. Среди живописных сюжетов точно были представлены «Распятие», «Воскресение», «Пятидесятница», «Крещение Христа», «Благовещение» и «Поклонение пастухов». Эти полотна сохранились. Седьмым произведением, скорее всего являлась «Коронация Девы Марии», но ныне она считается утраченной.

В 1810 алтарь Доньи Марии де Арагон был демонтирован по приказу Жозефа Бонапарта, ставшего королем Испании и начавшего реорганизацию религиозных орденов этой страны. Полотна и скульптуры были вывезены и некоторые покинули Испанию, причем бесследно.

Отношение автора к вере

Большинство греческих историков искусства, такие как как Николас Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константудаки, четко указывают на то, что семья Теотокопулоса, в которой родился и вырос Доменикос, в дальнейшем подписывавший свои картины Эль Греко, исповедовала греческое православие. Юноша был весьма образованным, изучал древнегреческий и латинский языки, а также был обучен иконописи в рамках критской школы. Вероятно, к этому имеет прямое отношение дядя художника, который, согласно выводам современных исследователей, был православным греческим священником. Иными словами, Эль Греко, до того момента, как отправился в Италию, являлся самым настоящим православным иконописцем. И те иконы, которые в критских источниках указаны, как его работы – до 1567 года, выполнены в византийской традиции.

Ряд греческих историков искусства уверены, что, перебравшись на европейский континент, художник не изменил своей конфессиональной принадлежности. Несмотря на то, что Испания, где всю свою зрелую жизнь прожил и скончался Эль Греко, в тот период времени являлась консервативно католической страной, его имя не упомянуто ни в одних церковных записях крещений. До самой своей смерти мастер оставался православным христианином и возможно в душе все равно считал себя только иконописцем, которому повезло стать знаменитым европейским художником.

Биография

Эль Греко, настоящее имя которого Доменикос Теотокопулос, родился в 1541 году на острове Крит, в деревне Фоделе или в городе Кандия, в семье зажиточных греков. С юности художник обучался ремеслу иконописца, и в 1563 году он уже получил статус мастера. Сохранившиеся иконы выполнены им в возрасте около 25 лет.

После 1657 года Доменикос перебрался в Италию, сначала изучал изобразительное искусство в Венеции, а затем выполнил несколько работ в Риме. Там, по рекомендации друзей и ценителей, он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города.

Благодаря этим связям, в 1577 году мастер переехал в Испанию, в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы. В то время Толедо был религиозной столицей Испании, и художник решил обосноваться именно там.

Он пытался добиться королевского покровительства и после 1580 выполнил для Филиппа II два важных художественных заказа. Но монарх не соизволил сделать Эль Греко своим придворным живописцем, и мастер снова покинул Мадрид.

В Толедо он продолжал выполнять преимущественно религиозные сюжеты, в этом городе в 1578 году у художника родился сын Хорхе Мануэль Теотокопули, а позже и внук.

В 1614 году, работая над оформлением госпиталя Тавера Эль Греко серьезно заболел и спустя месяц скончался.

Художник был похоронен в монастыре Санто-Доминго-эль-Антигуо, в котором по некоторым данным, в ту пору существовал приход для православных греков-эмигрантов.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий