Никакая другая жизнь не начнётся - Федосов Павел

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Наш современник, православный автор-исполнитель Павел Федосов родился в Москве в 1979 г. Выпускник философского факультета МГУ, он написал большое количество стихотворений, часть из которых положил на музыку собственного сочинения. В настоящее время Павел продолжает активную творческую деятельность, выступая с авторскими концертами по всей России. В 2019 году поэт основал проект «Терапевчие» – сообщество артистов, несущих музыку и поэзию людям, находящимися в тяжелой жизненной ситуации. В рамках проекта организуются благотворительные концерты в тюрьмах, хосписах, ПНИ и больницах.

 

Песня «Никакая другая жизнь не начнётся» была написана в 2014 г. и представляет собой разговор одинокой души с Богом. Этот разговор о том, как жить в болезненном и страшном мире; как преодолевать ту боль и страдания, которые он приносит; как и где найти смысл и свет для существования в вечной мерзлоте бытия.

 

Песня начинается с речи Бога, обращенной к лирическому герою стихотворения. Хотя личность говорящего не называется напрямую, из текста понятно, что никто другой это быть не может. Только Бог способен дать ответ на столь сложные вопросы и быть рядом с человеком в любой момент его жизни.

 

В самом начале стихотворения Бог говорит, что у человека всего одна жизнь, и другой не будет. От сотворения мира жизнь людей была премудро встроена в дивный узор мироздания, однако после грехопадения мир наполнился злом, страданием и смертью. Человеку плохо в этом мире, он жаждет спасения – и Бог, не желая продлевать страдания своего творения, даёт это спасение через Христа. Уже не нужно томиться, всю жизнь проводя в тщетном ожидании радикальных трансформаций мира; в них нет надобности, ведь «здесь и так уже достаточно света». Христос пришёл, и миру был дан Новый Завет: «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). С рождением Христа в «страну смертной тени» приходит «свет жизни», предсказанный пророком Исаией (Ис. 9:2, Ин 8:12) – сам Христос, благодаря которому люди могут выбраться из греховной тьмы.

 

Ежедневное наступление утра изображается в песне как символическое напоминание о вечном дне Царствия Божия, когда не будет уже ни смерти, ни боли, но настанет вечная жизнь в Боге (Откр. 22:5). Каждый новый день даёт надежду, что за тьмой всегда приходит свет, а за смертью всегда наступает жизнь.

 

Бог говорит человеку: «Для твоего счастья всё уже готово, сделано и действует, почему же ты страдаешь? Почему ты не меняешься, и не становишься лучше? Почему на празднике жизни ты ощущаешь себя, как на похоронах? Что мешает тебе быть счастливым и наслаждаться каждым мгновением бытия?» Слова стихотворения, вложенные в уста Бога, напоминают обращение псалмопевца Давида к собственной душе: «Вскую прискорбна еси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой» (Пс. 41:6).

 

Лирический герой стихотворения сначала отрицает свои переживания, говоря: «Да нет, я не плачу», но не утаится от Создателя «ни капля слезная, ни капли часть некая» (Молитва Симеона Нового Богослова). Слёзы героя льются невольно, их рождает бессознательное ощущение внутренней пустоты: будто в нём пробиты «сквозные раны», через которые дует ветер, «выдувая тепло» и раздражая глаза.

 

Холод мира и боль существования в окружении зла убивают всё живое в душе человека, лишают его смысла бытия, рождают состояние потерянности, при котором он «ходит как пьяный и не знает, что делать с собою». Внутренняя потерянность героя стихотворения всё ярче отражается на его общем состоянии и влечёт за собой нелепые поступки вроде ожидания троллейбуса на автобусной остановке. Он боится, испытывает потребность в крепком основании, интуитивно «пытается к чему-нибудь прислониться», но не находит подходящей опоры (Мф. 7:24-27). Он чувствует богооставленность и кричит, подобно распятому Христу: «для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46).

 

Ответ, вложенный автором в уста Бога, звучит так: «Я смотрю на тебя постоянно». «Насадивший ухо» слышит всё, и «создавший око» всё видит (Пс. 93:9), от Господа укрыться невозможно (Пс. 138:7-9). При этом Господь видит не только всё человечество в целом, но и каждого по отдельности; отношения Бога с человеком всегда сугубо личные. Из Евангелия мы видим, что Господь руководствуется не принципом Каиафы («пусть погибнет один человек, нежели весь народ» – Ин. 11:50), но как добрый пастырь готов оставить в горах девяносто девять овец, чтобы найти одну заблудшую (Мф. 18:12-14). Христос говорил, что забота Бога о каждом человека такова, что даже волосы на голове «сочтены», и ни один не пропадёт впустую (Лк. 12:7, 21:18). Он обещал быть вместе с верными «во все дни до скончания века» (Мф. 20:28): в любых испытаниях, даже там, где «открытые раны», страх и страдание.

 

Однако часто близости Бога к человеку бывает недостаточно, ведь без доброй воли человека Бог не может дать ему Свою помощь и поддержку. Он лишь смиренно «стоит за каждой закрытой дверью» и ждёт, когда человек поверит и сделает шаг Ему навстречу: «стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7-8). В стихотворении Федосова акцент сделан именно на действии человека, воля которого полностью определяет успех Богообщения. Обратится ли человек за помощью? Сможет ли он увидеть Бога в своих бедствиях и страданиях, «сораспяться Христу» (Гал. 2:19)? Ведь именно через боль жизни и «открытые раны» человек «несёт свой крест» и следует за Христом (Мк. 8:34), обретая благодать и внутренний покой. Блаженство обещано не тем, кто безбедно и комфортно живёт, а тем, кто вопреки злу, идущему от мира, даже будучи изгнанным, оклеветанным и плачущим (Мф. 5:3-12), живёт с Богом и взывает к Нему сквозь житейскую бурю.

 

Идея стихотворения созвучна словам апостола Павла: «Мы имеем первосвященника, который может сострадать нам в немощах наших... Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать» (Евр. 4:15-16). Без Бога мы не можем ничего, зло разрушает нас и мучает, мы страдаем от бессилия и падаем под тяжестью ноши. Но Бог рядом, Он поддерживает нас, Он даёт нам силы, надо лишь помнить о Нём и верить в Него, обращаться к Нему и жить с Ним, и тогда даже самые невыносимые испытания окажутся по плечу, потому что для Бога нет ничего невозможного.

 

FB2

EPUB

PDF

  • Павел Федосов. Жизнь

     

    Никакая другая жизнь не начнётся,

    А своим чередом продолжится эта,

    Не засветится в небе другое солнце,

    Здесь и так уже достаточно света,

     

    Здесь и так уже достаточно часто

    Наступает день и дает надежду,

    Ну чего же ты снова такой несчастный?

    Ну чего же ты снова такой как прежде?

     

    Ну чего же ты все обживаешься в жизни?

    Все выпрашиваешь для себя призванья,

    И сидишь на пиру, будто ты на тризне

    И жуешь бутерброды с какой-то дрянью?

     

    Ну чего ты плачешь?

    – Да нет, я не плачу

    Так слезятся глаза потому, что ветер,

    Тот, который я не знаю, что значит,

    Выдувает тепло из всего на свете,

     

    Он во мне продувает сквозные раны,

    Он лишает меня остатков покоя,

    И поэтому я хожу, как пьяный

    И не знаю, что мне делать с собою,

     

    Вот поэтому я трусливый, неловкий,

    Все пытаюсь к чему-нибудь прислониться

    И стою на автобусной остановке

    В ожидании троллейбуса номер тридцать,

     

    Посмотри на меня!

    – Да вижу, вижу,

    Я и так смотрю на тебя постоянно,

    Ну куда же ты? Я ведь ближе, ближе,

    Там же где твои открытые раны,

     

    Там же где ты так ни в чем не уверен,

    Там же где ты так сильно чего-то боишься,

    Я стою за каждой закрытой дверью

    И все жду, когда ты, наконец, постучишься.

     

  • Павел Федосов. Жизнь

     

    Никакая другая жизнь не начнётся,

    А своим чередом продолжится эта,

    Не засветится в небе другое солнце,

    Здесь и так уже достаточно света,

     

    Здесь и так уже достаточно часто

    Наступает день и дает надежду,

    Ну чего же ты снова такой несчастный?

    Ну чего же ты снова такой как прежде?

     

    Ну чего же ты все обживаешься в жизни?

    Все выпрашиваешь для себя призванья,

    И сидишь на пиру, будто ты на тризне

    И жуешь бутерброды с какой-то дрянью?

     

    Ну чего ты плачешь?

    – Да нет, я не плачу

    Так слезятся глаза потому, что ветер,

    Тот, который я не знаю, что значит,

    Выдувает тепло из всего на свете,

     

    Он во мне продувает сквозные раны,

    Он лишает меня остатков покоя,

    И поэтому я хожу, как пьяный

    И не знаю, что мне делать с собою,

     

    Вот поэтому я трусливый, неловкий,

    Все пытаюсь к чему-нибудь прислониться

    И стою на автобусной остановке

    В ожидании троллейбуса номер тридцать,

     

    Посмотри на меня!

    – Да вижу, вижу,

    Я и так смотрю на тебя постоянно,

    Ну куда же ты? Я ведь ближе, ближе,

    Там же где твои открытые раны,

     

    Там же где ты так ни в чем не уверен,

    Там же где ты так сильно чего-то боишься,

    Я стою за каждой закрытой дверью

    И все жду, когда ты, наконец, постучишься.

     

Оставить комментарий