Распятие - Массейс Квентин

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Описание произведения

На полотне Квентина Массейса изображена трагическая сцена распятия Иисуса Христа, описанная во всех четырех канонических Евангелиях. Так описывает это событие апостол Матфей: «…Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими...» (Мф.27:35-39).

Древо креста разделяет полотно картины на две части. Тело распятого Христа художник изобразил в соответствии с византийской традицией, как Богочеловека добровольно принявшего страдания за человечество, поэтому страдающий Иисус одновременно воспринимается зрителем и как торжествующий победу, готовый принять в Свои объятия весь мир. Это восприятие усиливают развевающиеся концы белого набедренного полотна.

Вверху креста прибита табличка с обозначением вины казненного, по западной традиции это латинские буквы: INRI. У подножия креста художник расположил пять фигур: Богоматерь, Марию Магдалину, Марию Клеопову, Марию Зеведееву и юного Иоанна Богослова. Синие одеяние Богородицы символизирует Её небесную чистоту и мудрость, а жест приподнятой руки призывает к вниманию и терпению. Тут же на земле художник изобразил череп, в иконографии символизирующий первого человека Адама. Образ креста становится не только орудием смерти, но и источником жизни вечной - своей жертвенной святой кровью Господь избавил человечество от первородного греха.

В дали под небесным куполом виднеется одинокая горная вершина – предположительно, гора Синай, на которой Бог заключил завет с избранным народом. Сам крест с распятым Господом кажется вознесенным над всем грешным миром

История создания

В своем творчестве Квентин Массейс не раз обращался к созданию произведений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. История создания данного полотна и его заказчик доподлинно не известны. Однако с уверенностью можно сказать, что художник, обращаясь к столь непростой тематике, трепетно следовал сложившейся живописной традиции, при этом значительно оживляя сюжет и делая библейские сюжеты понятными и близкими зрителю. Фигурная верхняя часть произведения говорит о том, что оно писалось как алтарная картина. Квентин Массейс создал проникновенный молитвенный образ, не отвлекающий обилием требующих интерпретации деталей, но при этом выражающий основные догматические истины.

Отношение автора к вере

Согласно факту, описанному Карелом ван Мандером в биографии художника, юный Квентин не задумывался о ремесле живописца, а намеревался пойти по стопам отца и стать кузнецом. Но в жизнь юноши вмешалось Провидение Божие. По установленной благочестивой традиции, накануне Великого поста, монахи обходили всех больных в городе. Впереди процессии шел монах с резной свечой. Больным в виде утешения дарились вырезанные из дерева фигурки святых. В числе больных оказался и Квентин Массейс. Кто-то из друзей подсказал раскрасить изображение святого, чтобы этим добрым делом заслужить покровительство святого и выздоровление. «Этот совсем ничтожный опыт сразу обнаружил его врожденные способности, — пишет ван Мандер, — и с тех пор он, полный любви и прилежания, весь отдался живописи, в которой, благодаря упражнениям, в самое короткое время сделал большие успехи и которой остался верен всю свою долгую жизнь».

На Массейса будто снизошло небесное озарение. Он легко и виртуозно писал картины, на которых оживали давно известные сюжеты, узнавались знакомые типажи. Массейс стал одним из выдающихся художников XVI века, с которого началась история нидерландского Возрождения.

По свидетельству современников, художник всю свою жизнь посвятил искусству, постоянно совершенствуя себя в духовном и профессиональном плане. Его гениальные и запоминающиеся работы пользовались большим спросом и популярностью в обществе, в том числе и за счёт морализирующего характера. Множество картин создано мастером на религиозные сюжеты, благодаря чему художник в полной мере воплотил талант, дарованный Господом.

Биография

Нидерландский живописец Квентин Массейс появился на свет 10 сентября 1466 года в бельгийском городе Лувене. Юноша обучался живописи у художника Альберта Баутса. В 1491 году он вступил в гильдию художников Антверпена и открыл свою мастерскую. Массейс писал красивые пейзажи, портреты, бытовые и жанровые сцены, алтарные полотна. Среди его заказчиков были нидерландские гильдии и религиозные братства, португальские монастыри, датский король, учёные-гуманисты, со многими из которых Массейс был знаком лично. Наиболее ранние из дошедших до нас произведений Массейса - «Алтарь святой Анны» для церкви Синт-Питерскерк в Лувене (1507-1509 годы, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), «Алтарь святого Иоанна» для антверпенского собора (1508-1511 годы, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и алтарь «Семь скорбей Марии» для монастыря Мадри-де-Деуш в Лиссабоне (центральная часть - Национальный музей старинного искусства, Лиссабон). Сохраняя на протяжении всей жизни верность приёмам и принципам нидерландского искусства XV века, Массейс позднее испытал влияние творчества Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Воздействие итальянского искусства ощутимо в трактовке архитектурных мотивов.

Выдающийся портретист, Массейс создал новую для северной живописи концепцию портретного образа, неотъемлемыми чертами которой становятся светский дух и атмосфера гуманистической учёности: портретный диптих (1517 год) Эразма Роттердамского (Хэмптон-корт, Лондон) и Петра Гиллиса (Петра Эгидия; Лонгфорд-Касл, графство Уилтшир, Англия).

Массейс был одним из родоначальников бытового жанра в нидерландской живописи XVI века. Его картина «Меняла с женой» (1514 год, Лувр, Париж) - одна из самых ранних жанровых сцен в европейском искусстве. Творчество Массейса демонстрирует некий компромисс между традиционным стилем нидерландских мастеров XV века и новыми ренессансными формами, оно ознаменовало собой переход от позднеготического искусства к Возрождению в Нидерландах.

Массейс окончил свой жизненный путь 13 июля 1530 года.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий