Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сцена Тайной вечери является одной из ключевых в Евангелии. Её описание с некоторыми вариациями присутствует во всех четырёх текстах. Для своей фрески в Оньисанти Гирландайо избрал самый часто изображаемый момент, когда Христос, сидя за столом в окружении апостолов, сообщает им о предательстве: «Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли?» (Мк.14:18-19).
Действие происходит в просторной лоджии, нарисованная архитектура которой идеально продолжает реально существующее пространство обеденного зала со сводчатым потолком. Очень умело передаётся в росписи освещение трапезной: дневной свет как бы проникает в лоджию через левое окно, мягко освещая стену справа, в то время как противоположная стена остаётся затенённой. Таким образом объединяя живописное пространство с существующим, художник создаёт впечатление, что монахи, вкушающие пищу, являются свидетелями и участниками Тайной вечери с участием Христа.
Художник искусно выстраивает перспективу, «открывая» в сад два полукруглых люнета. Через них мы можем видеть деревья, как будто растущие в саду, почти ощущаем запах созревающих фруктов и слышим пение нарисованных птиц, а нарядный павлин даже присел на подоконник. Ученики восседают в ряд, параллельно плоскости фрески, за длинным п-образным столом.
В центре написан Христос, но Его фигура слегка отнесена влево, что разбивает строгую симметрию композиции. Иуда показан обособленно, напротив Иисуса, спиной к зрителю. В эпоху Раннего Возрождения ещё существовала устойчивая традиция изображать предателя отдельно от остальных апостолов; времена Леонардо и Рафаэля, поместивших его в общий ряд, ещё не настали. Злодей вальяжно сидит на табурете, смело опираясь одной рукой о колено. На лицах учеников написаны разнообразные эмоции, но художник обошёлся без ярко выраженного драматизма, заменив его чувством недоумения и меланхолией.
Гирландайо демонстрирует подлинную любовь к фламандской живописи, передавая детали интерьера и натюрморт. Стол накрыт скатертью, расшитой ассизской гладью; жёстко написаны складки накрахмаленного белого полотна. Перед участниками вечери поставлены прозрачные стеклянные графины, стаканы с вином, небрежно разложены хлеб, сыр, ветчина, лимоны и вишни, сверкающие как капли крови. Э. Микелетти в своей книге о Гирландайо писал: «Таким мог быть флорентийский стол того времени. Эта занимательная повествовательность превращает художника в хрониста Флоренции XV века, бытописателя жизни богатой буржуазии».
Довершают картину ваза с цветами и блестящая металлическая посуда – чеканное блюдо и пузатые кувшины. Края скамьи с обеих сторон украшены орнаментальными элементами, напоминающими бордюры иллюминированных рукописей, а живой и радостный колорит фрески можно отнести к лучшим достижениям мастера.
История создания
Украшение трапезной сценой Тайной вечери было типичным для флорентийских монастырей во времена Ренессанса. За 10 лет Гирландайо исполнил четыре подобных фрески, три из них сохранились до наших дней. Если первая, написанная в 1476 г. для аббатства ди Сан-Микеле, ещё довольно сухая, скомпонованная в жёсткой «перспективной коробке» по образцу А. Кастаньо, то две последующие, с очень схожей композицией, выполненные в 80-х гг. для церкви Оньисанти и монастыря Сан-Марко, уже демонстрируют более свободное и органичное отношение художника к пространству, обогащенного множеством элегантных деталей.
Отношение автора к вере
Жизнь Доменико Гирландайо с детства и до самой смерти была целиком посвящена живописному творчеству. Ещё в юности создав крепкую и сплочённую мастерскую, художник всю жизнь трудился бок о бок со своими братьями. До нас дошли проникновенные рассказы о его тёплых и бескорыстных отношениях со своими главными заказчиками – семейством Торнабуони. За исключением портретов, все произведения посвящены религиозной тематике. Его не интересовала античность, хотя в это время в Италии она была особенно популярна.
Мастер был настолько же трудолюбив и талантлив, насколько неловок в хозяйственных делах. О его личной жизни нам ничего не известно, очевидно, что все стремления и помыслы были отданы только искусству. Тем не менее, Доменико дважды был женат и всем своим девятерым детям позаботился дать достойное образование: повзрослев, двое из них избрали для себя религиозное поприще, другие участвовали в работе мастерской (Ридольфо даже удалось стать известным живописцем). Художник жил в своём доме на Виа-дель-Арьенто во Флоренции, выезжая в другие города только для исполнения заказов. Гирландайо был хорошим христианином и очень добрым человеком, чем снискал неизменную любовь окружающих.
Биография
Доменико родился в 1448 г. во Флоренции в доме зажиточного купца. Мальчиком его отдали в мастерскую ювелира, но все его помыслы были захвачены только рисованием. Дж. Вазари пишет, что его отец - Томмазо выдумал и пустил в оборот украшения в виде гирлянд, которые носили на голове флорентийские девушки, за что и получил прозвище «Гирландайо», позже ставшее семейным. После смерти отца юноша унаследовал лавку, однако работать в ней не стал. Учителем, обучившим Доменико живописи, называют художника и мозаичиста Алессо Бальдовинетти, но уже в 1472 г. молодой мастер вступил в цех св. Луки и самостоятельно выполнил росписи капеллы Веспуччи в церкви Оньисанти во Флоренции.
В 1473-75 гг. Доменико совместно со своим учителем работал над фресками главного нефа в церкви Колледжата Пьеве в Сан-Джиминьяно, после чего вернулся во Флоренцию и, возможно, какое-то время провел в мастерской А. Верроккьо, где обучались С. Боттичелли и Л. да Винчи. Совместно с братьями – Давидом и Бенедетто – Доменико организовал во Флоренции мастерскую – боттегу, куда позднее вошли его шурин С. Майнарди и сын Ридольфо. Во время выполнения больших заказов нанимались также помощники со стороны. Так сложилась художественная династия Гирландайо, удовлетворяющая взыскательным вкусам флорентинцев, наиболее успешная и активная за последнее двадцатилетие XV в. В 1488 г. самым знаменитым учеником этой мастерской стал гениальный юноша – Микеланджело Буонаротти.
Несколько раз в течение своей жизни Доменико Гирландайо ездил работать в Рим, исполняя заказы для Ватиканской библиотеки и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, а также приобретя себе влиятельного заказчика и покровителя в лице семьи Торнабуони. В 1481 г. он был уже настолько известен, что, совместно с другими художниками, по приглашению папы Сикста IV трудился над росписями знаменитой Сикстинской капеллы, исполнив две фрески (сохранилось «Призвание апостолов Петра и Андрея»). Его творческая плодовитость оказалась настолько велика, что работами Гирландайо наполнена практически вся Флоренция. Циклы росписей имеются в палаццо делла Синьория (Веккьо), Оспедале дельи Инноченти, в церквях Санта-Тринита и Санта-Мария-Новелла. Параллельно с этим было создано множество станковых произведений и мозаики для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Выполнялись также заказы для соборов Пизы и Пистойи. Жизнь мастера прервалась неожиданно: в возрасте 45 лет он заболел чумой, которая буквально за пять дней свела его в могилу. Художника погребли той же ночью в январе 1494 г. в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, где стены заполнены великим множеством его творений. Вазари пишет: «Потеря сия велика, поскольку покойный был мужем значительным во всех отношениях, и горе было великое для всех».
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.