«Распятие (Голгофа)» - Франческо Пенсо (Кабианка)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Распятие (Голгофа)»
«Распятие (Голгофа)»
Автор: Франческо Пенсо (Кабианка)
Местонахождение: Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия
Произведение: «Распятие (Голгофа)»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1711 г.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет

 Описание произведения

 Мраморный рельеф «Распятие (Голгофа)» для алтаря Реликвий венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари итальянский мастер эпохи барокко Франческо Кабианка создал в 1711 году. 

В центре верхней части скульптурной композиции представлен Голгофский Крест с распятым на нём Иисусом. Слева и справа от него ещё два Распятия с казнёнными на них разбойниками. Жизнь уже покинула измученное тело Христа, Его голова в Терновом Венце бессильно склонилась к правому плечу. Мышцы Спасителя напряжены, рёбра грудной клетки вздыблены, чресла прикрыты лоскутом ткани.

Снизу Крест, подняв к Учителю страдающее лицо, обхватила простоволосая Мария Магдалина. Распятие обступили конные стражники, сзади беснуется чернь, скандирующая «Распни Его!». Один из всадников, сотник Лонгин, прикрывает рукой глаза – пронзив копьём грудь Иисуса, он ослеп. У подножия Креста изображена лишившаяся чувств Богоматерь, которую поддерживают Жёны-мироносицы и Иоанн Богослов. Вся композиция пронизана чувствами ужаса, боли и страдания.

Пластика Кабианки наполнена драматизмом, динамикой и экспрессией, присущей эпохе Барокко. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет камень, наполняя произведение и человеческой эмоциональностью, и Божественной одухотворённостью.

История создания

Рельефы из каррарского мрамора, изображающие Страсти Христовы, для алтаря Реликвий Святилища венецианской церкви Святой Марии во Славе Франческо Кабианка создал в начале второго десятилетия XVIII века. Барочный алтарь украшают пять рельефов мастера – «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во Гроб» и две пластины поменьше, изображающие Ангелов.

В Сакристии находится одна из главных христианских реликвий – хрустальная ваза с Кровью распятого Христа, которая в 1480 году была привезена из Константинополя. Над алтарём Реликвий также работал и венецианский скульптор Андреа Брустолон, создавший для него прекрасных позолоченных Ангелов.

Отношение автора к вере 

Франческо Пенсо (Кабианка) был ревностным католиком и обладал всеми добродетелями, присущими христианину. Эти качества, несомненно, включали огромное трудолюбие и талант. На протяжении своей долгой, творчески наполненной жизни, наряду с работой над частными заказами, он создал и множество скульптур на библейскую тематику. 

Находящиеся во многих венецианских церквях, принадлежащие резцу Кабианки, образы Иисуса, Богоматери и святых эмоционально выразительны, возвышенны и правдивы, что, без сомнения, выражает истинные религиозные чувства мастера. 

Биография

Франческо Пенсо, более известный как Кабианка, итальянский скульптор эпохи барокко, родился 26 декабря 1666 года в Венеции. В юности он обучался у известного в то время венецианского скульптора Джусто Ле Курта. В 1682 году юный Пенсо создал своё первое произведение – статую богини войны Беллоны (она установлена у входа в Венецианский Арсенал).

Из ранних работ мастера самая известная – мраморная статуя Святого Бенедикта для церкви Сан Микеле в Изоле (1695). С 1698 по 1708 годы он работал в Далмации, где создал скульптуры для главного алтаря церкви Санта Кьяра в Которе, алтарь Сан Джузеппе и мраморный алтарь капеллы Святого Трифона в церкви Сан Трифоне.

Самая известная работа периода творческой зрелости Кабианки – мраморные барельефы для алтаря ризницы базилики Санта-Мария-Глориоза- деи-Фрари в Венеции (1711). Франческо Кабианка создал много статуй и рельефов для венецианских церквей, и хотя его не считают выдающимся скульптором, он занял достойное место в пластике позднего барокко.

Несколько скульптурных работ Кабианки были приобретены в 1720-х годах по распоряжению Петра I для Летнего сада Санкт-Петербурга. Это «Вертумн» и «Помона», «Антиной» и «Сатурн», бюсты римских императоров Веспасиана, Нерона, Тиберия, Тита и Траяна, а также бюст Марции Фурниллы, второй жены императора Тита Флавия Веспасиана. 

Умер мастер 15 апреля 1737 года в Венеции.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий