Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная группа из стукко (искусственного мрамора) «Голгофа» была создана мастером итальянского Барокко Джузеппе Маццуола для украшения алтаря капеллы Сиенского собора в конце XVII века. Само Распятие было сделано двумя столетиями ранее, а Маццуола создал фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и Магдалины у подножия Креста и плачущих Ангелов в Небесах.
Слева от Распятия находится фигура скорбящей Богоматери, задрапированная широкой накидкой. Лик Пресвятой Девы Марии наклонён и скрыт под низко надвинутым капюшоном, руки сложены в молитвенном жесте. Подножие Креста обхватила стоящая на коленях Мария Магдалина. Её голова не покрыта, волнистые локоны рассыпались по плечам, на лице – выражение страдания. Иоанн Богослов, стоящий справа, запрокинул голову и смотрит на Учителя. На его прекрасном юном лике – неутешное горе, руки вскинуты в жесте отчаяния. Вся композиция пронизана печалью невосполнимой утраты.
Скульптуры Джузеппе Маццуола динамичны и эмоционально насыщены. Мастер, с помощью пластических приёмов, передаёт не только внешние, но и внутренние характеристики Библейских героев, раскрывая в своих произведениях и земные, и Высшие смыслы.
История создания
Скульптурную композицию «Голгофа» для украшения интерьера Дуомо Сиены Джузеппе Маццуола создал в конце XVII столетия. Само Распятие было сделано гораздо раньше, в 1350 году. Маццуола дополнил Библейскую сцену прекрасными выразительными скульптурами Божией Матери, Святой Марии Магдалины, Апостола Иоанна Богослова и Ангелов.
Отношение автора к вере
Скульптор итальянского Барокко, Джузеппе Маццуола, большую часть своих работ посвятил религиозной тематике. Библейские образы и сцены, созданные мастером, полны сдержанной экспрессии, характерной для Барокко, и безупречно исполнены. В образах Христа, Богоматери и Святых скульптор гениально передаёт и эмоциональность, свойственную земному человеку, и его Божественную одухотворённость.
Джузеппе Маццуола, обучавшийся искусству скульптуры и в семье, и у великих мастеров своего времени, за более чем полувековую творческую карьеру украсил своими работами множество итальянских церквей: Сан-Франческо-а-Рипа, Санта-Мария-ин-Кампителли, Джезу-э-Мария, Сан-Джованни-ин-Латерано, Собор Святого Петра, часовню Палаццо-дель-Монте-ди-Пьета (Рим), Сан-Мартино и Дуомо (Сиена) и другие.
Биография
Джузеппе Маццуола родился в Вольтерре 1 января 1644 года, в семье итальянских скульпторов, живописцев и архитекторов. Отец Джузеппе, архитектор Дионисий Маццуола, переехал в Сиену, когда сыну не было и года. Первым учителем Джузеппе стал его старший брат, скульптор Джованни Антонио. Вторым наставником – Эрколе Феррата, который возглавлял в Риме студию великого Бернини, впрочем, вскоре поручивший ученика Мельхиору Каффе.
Впоследствии Маццуола часто привлекался Бернини для работы при выполнении крупных заказов в Риме. Например, скульптура «Благотворительность» (1673–1675) для гробницы Александра VII, бюст кардинала Джулио Габриэлли Старшего (1675–1676) в Палаццо-Браски, статуи Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста (1677–1679) в церкви Джезу-э-Мария.
Маццуола также выполнил несколько крупных заказов для Мальтийского ордена, наиболее заметным из которых был Главный алтарь собора Святого Иоанна в Валлетте, где он создал мраморную группу «Крещение Христа» (1700–1703). В той же церкви мастером были сделаны аллегорические фигуры для гробницы Рамона Переллоса и Роккафула, Великого магистра Ордена.
Знаменитые скульптуры Маццуола «Смерть Адониса» (1709) и «Благотворительность, торжествующая над жадностью» (1710–1715) находятся в России, в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Умер мастер в 1725 году в Риме. Его сын, Джузеппе Маццуола Младший унаследовал профессию и продолжил дело своего отца.
Автор текста: Марина Румянцева.