Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На фреске Рафаэля изображена последняя трапеза Христа с апостолами, на которой произошли три важных события — установление таинства Причащения, омовение ног учеников и предсказание Христом предательства Иуды: «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф. 26: 20-21). Последнее событие Рафаэль делает центром своего произведения, изображая момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе.
В комнате, в которой собрались Христос и апостолы для совершения трапезы, царит полумрак. От слов Христа о предателе вокруг царит нескрываемое смятение. Апостолы пристально смотрят друг на друга, желая понять, кто может быть способен на злодеяние. В лицах видится скорбь, возмущение и негодование. Христос изображен в самомцентре композиции, Он облачен в алый хитон, символизирующий предстоящие страдания, над Его головой сияет нимб. Несмотря на царящее вокруг оживление, облик Христа выражает уверенное спокойствие. Он знает, что в великих событиях предстоящей ночи заключено исполнение пророчеств.
Ранее художники старались выделить фигуру Иуды, нередко располагая её по другую сторону стола - напротив остальных учеников. Неизменным атрибутом предателя часто являлсякошель с деньгами. В данной работе Рафаэльизбирает более сложный путь: фигура Иуды ничем не выделяется среди остальных. Всё реалистично, как в жизни, когда личность предателя до самого трагичного момента остается неузнанной.
История создания
Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508-14 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516-19 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.
Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты - гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками-Дж. Романо, Дж. да Удине, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо и др.
Отношение автора к вере
В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание, так как после смерти родителей его опекуном стал дядя священник. Глядя на множество алтарных полотен мастера, становится очевидным, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой и истинной верой в Бога. В женских образах мастера проявляется особая материнская нежность. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его, бесконечно обращаясь к образуПриснодевы, восполнять эту потерю. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство.
На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу.
Биография
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о «мастере». Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.
С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.
В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников. Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.