Оратория «Судный день» - Телеман Георг Филипп
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Оратория «Судный день» – духовное произведение Г.Ф.Телемана для хора, солистов и барочного оркестра с трубами и литаврами. Это объемное произведение композитора общей длительностью около полутора часов и развитой драматической линией. Произведение объемное, состоит из четырех частей в 34 движениях. Мощные хоры и выразительные соло, цитирующие Евангелие от Матфея о Страшном Суде Господнем, рисуют перед слушателями картину этого волнующего события. Оркестр звучит тревожно, повествовательно или печально.
Либретто произведения принадлежит перу К.В.Алерса. Это одна из лучших работ Г.Ф.Телемана в жанре оратории.
История создания.
Оратория Г.Ф.Телемана «Судный день» является настоящим сокровищем для исследователей и ценителей музыкального искусства. Ясное слово, понятная структура и выразительная драматургия ставят это сочинение в один ряд с библейскими ораториями Г.Ф.Генделя. Композитору удалось объединить в музыке элементы позднего барокко и раннего классицизма.
При жизни композитора право на издание его произведений покупали многие страны, вследствие чего они были широко распространены. Телеман, посвятивший свою жизнь преимущественно созданию церковной музыки, много послужил нравственному и духовному оздоровлению людей.
Отношение автора к вере.
Георг Филипп Телеман родился в семье диакона церкви Святого Духа в Магдебурге - Генриха Телемана. По линии обоих родителей предки будущего великого композитора церковной музыки были служителями Церкви и вполне естественно, что маленький Георг впитал христианский уклад жизни и традиции с раннего детства. Его неудержимо влекла к себе музыка и он обучился ей даже вопреки желанию своей матери, чтобы писать композиции для церкви – оратории, кантаты, мотеты, псалмы, магнификаты, духовные песни и каноны. Композитор Г.Ф. Телеман всей своей жизнью показал образец служения Богу своим талантом, он был необычайно продуктивен, и современники ставили его в один ряд с такими великими композиторами, как И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.
Биография.
Г.Ф.Телеман появился на свет 24 марта 1681 года в Магдебурге. В возрасте четырех лет он лишился отца, а уже в десять лет получил у местного органиста первые уроки музыки. Музыка очень увлекла мальчика и хотя мама и родственники были категорически против его музыкальной карьеры, Георг нашел возможность обучаться и сочинил в двенадцать лет свою первую оперу. В 1697 году после учебы в Магдебурге и в школе в Целлерфельде, Телеман был направлен в знаменитую гимназию Андреанум в Хильдесхайме, где его музыкальный талант процветал при поддержке школьных властей, включая самого ректора. Юный музыкант стал одинаково искусен как в сочинении, так и в исполнении, обучаясь игре на флейте, гобое, скрипке, альте да гамба, контрабасе и других инструментах, что помогло ему в дальнейшем писать успешные композиции для ансамблей инструментов, ранее не звучавших вместе. В 1701 году молодой Телеман окончил гимназию и отправился в Лейпциг чтобы стать студентом Лейпцигского университета, где он намеревался изучать право. В результате он стал профессиональным музыкантом, регулярно сочиняя произведения для Николайкирхе и даже Томаскирхе (двух крупных церквей города). В 1702 году композитор стал директором муниципального оперного театра, а затем музыкальным директором в Нойкирхе. Телеман создал множество новых музыкальных произведений для Лейпцига, в том числе несколько опер, одной из которых была его первая крупная опера «Германик». Однако, он вступил в конфликт с Кантором Томаскирхе Иоганном Кунау, конфликт усилился, когда Телеман начал вовлекать в свои проекты большое количество учеников, в том числе учеников Кунау из Томасшулле. Композитор вынужден был покинуть Лейпциг в 1705 году в возрасте 24 лет, получив приглашение стать капельмейстером при дворе графа Эрдмана II Промницкого в Сорау (ныне Жары, Польша). Его деятельность там была прервана в начале 1706 года военными действиями Великой Северной войны, затем он поступил на службу к герцогу Иоганну Вильгельму в Эйзенах.
Телеман занял должность музыкального директора Эйзенаха 24 декабря 1708 года, а в августе 1709 года стал секретарем и капельмейстером герцога. За время своего пребывания в Эйзенахе композитор написал множество сочинений - по меньшей мере четыре ежегодных цикла церковных кантат, десятки сонат и концертов, а также другие произведения. В 1709 году Телеман женился на Амалии Луизе Юлиане Эберлин - фрейлине графини Промниц и дочери музыканта Даниэля Эберлина. Их дочь родилась в январе 1711 года, вскоре после родов молодая супруга композитора умерла, оставив его безутешным в горе.
В 1721 году композитор принимает решение перебраться в Гамбург – он получил приглашение стать кантором Латинской школы и музыкальным директором пяти крупных церквей. Ему пришлось столкнуться с некоторой оппозицией среди руководителей города и через год он подает заявку на освободившееся место Томаскантора Лейпцига (после смерти И.Кунау). Его утвердили в должности, но власти Гамбурга решили не отпускать перспективного и деятельного композитора, и дали ему долгожданное повышение. После отказа Телемана от должности Томаскантора, а также отказа другого кандидата, эту должность занял И.С.Бах. С семьей И.С. Баха Г.Ф.Телемана связывала многолетняя дружба – он стал крестным отцом второго сына композитора Карла Филиппа, который после смерти крестного занял его место в Гамбурге в 1767 году.
Композитор до конца своих дней жил и работал в Гамбурге, но предпринял несколько поездок за пределы Германии – одна из них была в Париж, где Телеман провел восемь месяцев в 1737 -1738 гг. Он был восхищен французским оперным стилем Ж.Ф.Рамо и после поездки стал включать черты французской музыки в свои сочинения, которые до этого объединяли итальянскую и немецкую музыку. Вокальный шедевр гамбургского периода – «Страсти по Луке», написанные в 1728 году являются ярким примером полностью созревшего вокального стиля композитора. В личной жизни композитор не был счастлив из -за пристрастия второй супруги к азартным играм – порой ее карточный долг превышал годовой доход Телемана. Его спасли от банкротства друзья и огромное трудолюбие, но к 1736 году композитор прервал общение с женой и жил отдельно.
Музыка Телемана была одной из движущих сил позднего барокко и раннего классического стилей. Начиная с 1710-х годов он стал одним из создателей и передовиков так называемого немецкого смешанного стиля, смеси немецкого, французского, итальянского и польского стилей. С годами его музыка постепенно менялась и начинала включать все больше и больше элементов галантного стиля, но он никогда полностью не принимал идеалы зарождающейся классической эпохи: стиль Телемана оставался контрапунктически и гармонически сложным - уже в 1751 году он отвергал большую часть современной музыки как слишком упрощенную. Не менее важной для истории музыки была и издательская деятельность Телемана. Добиваясь исключительных прав на публикацию своих произведений, он создал один из самых важных ранних прецедентов для рассмотрения музыки, как интеллектуальной собственности композитора.
Композитор оставил богатое наследие духовной музыки - около 1700 церковных кантат, 44 пассиона, 6 ораторий, 17 месс, 2 магнификата, около 30 псалмов, 16 мотетов, духовные песни, дуэты, каноны. Телеман был одним из ярчайших композиторов всех времен: его всеобъемлющее творчество включает в себя более 3000 композиций, половина из которых была утеряна, а большинство из них не исполнялись с XVIII века, но и того, что осталось вполне достаточно, чтобы оценить масштаб его вклада в мировую музыкальную культуру. По свидетельству биографов композитора:
«При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как органист. И. С. Бах и Г.Ф. Гендель покупали и изучали его опубликованные работы…Телеману не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и скандинавских стран, отовсюду поступали заказы на издание его музыки. Поэты слагали стихи в его честь. Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн Маттесон писал о Телемане в тоне торжественной оды: «Корелли хвалят все; Люлли - у славы в храме; Один лишь Телеман взнесен над похвалами»». История показала правдивость этих оценок – после периода «охлаждения» в начале XIX века, когда музыка Телемана подвергалась нападкам и критике, звезда композитора вновь ярко засияла в начале XX, чтобы уже никогда не погаснуть.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
1. Betrachtung
Introduction
Chorus: Der Herr kommt mit vieltausend Heiligen
Recitative (Bass): Ruft immerhin, des Pöbels Wut zu zähmen
Aria (Bass): Fürchtet nur, fürchtet des Donnerers Schelten
Recitative (Bass, Alto, Tenor): Wer ist, der kühn sein Joch zerreißt?
Aria (Tenor): Jetzt weiß ich’s, überkluge Köpfe
Recitative (Alto): Genug der Schande bloßgestellt
Aria (Alto): Des Sturmes Donnerstimmen schallen
Recitative (Soprano): Ganz recht, das Endliche vergeht
Chorus: Dann jauchzet der Gerechten Same
2. Betrachtung
Chorus: Es rauscht, so rasseln stark rollende Wagen
Accompagnato (Bass): Da sind sie, der Verwüstung Zeichen!
Aria (Bass): Da kreuzen verzehrende Blitze
Recitative (Tenor): Gewaltig Element!
Arioso (Soprano): Ich aber schwinge mich empor
3. Betrachtung
Accompagnato (Alto): Ich sehe, Gott, den Engel deiner Rache!
Arioso (Soprano): So spricht der Herr, der mich gesandt
Recitative (Alto): Nun dränget sich der Kreis der ganzen Erde
Aria (Bass): Seid mir gesegnet, ihr Gerechten
Chorus: Du, Ehrenkönig, Jesu Christ
Recitative (Tenor): Da sitzet er, o wie nenn ich ihn?
Chorus: Ach Hilfe! Weh uns! Hilfe! Rat!
Recitative (Tenor): Wir fleh’n umsonst
Aria (Bass): Hinweg von meinem Angesichte!
4. Betrachtung
Chorus of angels and the elect: Schallt, ihr hohen Jubellieder
Aria & Chorus of the previous (Bass, Chorus): Nun ist das Heil und die Kraft und das Reich
Arioso (Tenor): Ein ew’ger Palm umschlingt mein Haar
Chorus of the previous: Heilig ist unser Gott!
Arioso (Alto): Heil! Wenn um des Erwürgten willen
Arioso & Chorus of the blessed (Bass, Chorus): Das Lamm, das erwürget ist
Aria (Soprano): Ich bin erwacht nach Gottes Bilde
Chorus of the blessed: Lobt ihn, ihr Seraphinen-Chöre!
Recitative (Alto): Es ist geschehen! Die Tugend ist gerächt!
Chorus: Die Rechte des Herrn ist erhöhet