Молитва Христа в Гефсиманском саду - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Молитва Христа в Гефсиманском саду
Молитва Христа в Гефсиманском саду
Автор: Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Местонахождение: Академия Каррара, Бергамо
Произведение: Молитва Христа в Гефсиманском саду
Жанр: Художественное
Год создания: 1620 -1628 гг.
Эпоха/течение: Возрождение, библейский сюжет

Описание произведения

 

       Гефсиманией в евангельские времена называлась местность у подножия западного склона Елеонской горы восточнее Иерусалима. В оливковые сады, растущие здесь, Иисус Христос любил уходить для уединенной молитвы. Следуя этому обычаю, Господь пришел в Гефсиманский сад в ночь перед арестом. Зная о предстоящих страданиях, Иисус усиленно молился, взяв с собой трех любимых учеников - Иакова и Иоанна Зеведеевых и Симона-Петра.
         О молитве Христа в ночь перед арестом рассказывают три синоптических Евангелия. Апостол Иоанн сообщает только, что "Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад" (Ин. 18:1). Внутренняя борьба Спасителя была так сильна, что выступающий пот был похож на капли крови и падал на землю. С небес явился ангел и укреплял Иисуса в предстоящем подвиге. Христианское богословие трактует молитвенное борение Иисуса в Гефсиманском саду как проявление в Нем человеческой природы, выразившейся в страхе перед смертью. 
     "Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та́к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его" (Мф. 26:36-42).
        Гефсиманское моление Христа является распространенным сюжетом в религиозной живописи. На картине Якопо Пальма Младшего Иисус показан в верхней части картины, на возвышенности. Благодаря освещению и окружающим облакам, Христос представляется вознесшимся на небо, к славе Бога Отца. Таким образом художник передает безгрешность Иисуса и величие Его подвига, недоступного простому человеку. Христос стоит на коленях, подавая пример смирения. Поза, жесты и выражение лица передают духовную борьбу Богочеловека. Напротив Иисуса изображен ангел, посланный укрепить Его перед предстоящими страданиями. В руках посланник держит чашу и крест.
      Внизу картины показаны сопровождавшие Христа ученики - Иаков, Петр, Иоанн. Побежденные немощью плоти, они спят прямо на земле в неудобных позах. Разительный контраст между умиротворением, царящим в нижней части произведения и напряжением эмоций в верхней части картины подчеркивает трагическое одиночество Иисуса Христа.

 

История создания

 

     Картина "Молитва Христа в Гефсиманском саду" написана Якопо Пальма Младшим в 1620 -1628 годах. Это период позднего творчества художника. Полотно демонстрирует мастерское владение художественными приемами в раскрытии глубины евангельского сюжета. Картина написана маслом на холсте и имеет сравнительно небольшие размеры 75*45 см. 

 

Отношение автора к вере

 

        Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
      На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
       Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись:  "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.

 

Биография

 

     Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
     В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
      Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
     Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто,  написав три сцены в большом зале совета.
       Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для  ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
       Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
      Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
      

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий