Молитва Христа в Гефсиманском саду - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Молитва Христа в Гефсиманском саду
Молитва Христа в Гефсиманском саду
Автор: Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Местонахождение: Академия Каррары, Бергамо
Произведение: Молитва Христа в Гефсиманском саду
Жанр: Художественное
Год создания: 1600 - 1604 гг.
Эпоха/течение: Возрождение, библейский сюжет

Описание произведения

 

       Время после Тайной вечери и перед арестом Господь провел в Гефсиманском саду, куда привык удаляться после трудов проповеди жителям Иерусалима. Ночь Господь провел в молитве, находясь в духовном смятении, зная, что ему предстоят страдания и тяжелая смерть на кресте. О тяжести внутренней борьбы свидетельствуют капли кровавого пота, падавшего на землю (Лк. 22:43-44). С Христом были его ближайшие ученики - Петр, Иаков и Иоанн, которые, не выдержав тяжести ночного бдения, уснули. "И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Лк. 22:41-46).
     Сюжет моления Христа в Гефсиманском саду является одним из часто изображаемых в религиозной живописи. На переднем плане картины Якопо Пальма Младшего показаны Христос и ангел. Выбор такой композиции подчеркивает одиночество и оставленность Иисуса в Его страданиях. Обессиленный внутренним борением Христос лежит на руках ангела. Такая немощь говорит о человеческой природе Иисуса. От головы Спасителя исходит сияние, означающее Его Божественное достоинство. Ангел с состраданием смотрит на лицо Богочеловека. В левой руке посланник небес держит чашу по форме напоминающую евхаристическую. На втором плане картины показаны спящие ученики.

 

История создания

 

      Картина "Молитва Христа в Гефсиманском саду" написана Якопо Пальма Младшим в период 1600 - 1604 годов. Произведение имеет небольшие размеры 34*27 см, что может свидетельствовать о частном заказе. 

 

Отношение автора к вере

 

        Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
      На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
       Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись:  "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.

 

Биография

 

     Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 (по другим данным 1548) года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
     В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере , герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
      Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий о уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
     Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто,  написав три сцены в большом зале совета.
       Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для  ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
       Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
      Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
       

Автор текста: Северинова Ольга.



Оставить комментарий