«Святой Иоанн Креститель в пустыне» - Босх Иероним

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Святой Иоанн Креститель в пустыне»
«Святой Иоанн Креститель в пустыне»
Автор: Босх Иероним
Местонахождение: Собрание Хосе Ласаро Гальдиано, Мадрид
Произведение: «Святой Иоанн Креститель в пустыне»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1504 – 1505 гг.

Описание произведения.

Как и многие другие произведения этого нидерландского автора, картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне» наполнена глубоким символическим смыслом. Ее сюжет иллюстрирует собой 1 стих 3 главы Евангелия от Матфея: «...В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской...». (Мф.3:1). Иоанн Златоуст так трактует эти слова: «...Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом...»

Интересно, что на полотне изображена отнюдь не пустыня – скорее, таинственный сад, населенный живыми существами, сад, ожидающий преображения. Мысленные беседы святого Пророка со всем сущим на земле изобразил в данной картине Иероним Босх.

Иоанн Креститель, с легкой полуулыбкой возлежащий на траве, представлен в задумчивой позе. Пальцем он вперед указывает на камень, напоминающий по форме погребальное надгробие. За спиной Иоанна виден ягненок, который традиционно символизирует Иисуса Христа («...Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...». Ин. 1:29).

Таким образом, становится понятно, что святой размышляет о смерти Спасителя во искупление грехов человеческих. Грехи же изображены в самом центре композиции в виде диковинного растения с круто изгибающимся стеблем, круглым розовым плодом и колючками. Растение олицетворяет собой гибельную сладость земных соблазнов. Этот смысл расшифровывается по его листьям, напоминающим чертополох – символ первородного греха, а также рассмотрев трех птиц, которых художник изобразил сидящими на растении. Одна из них сидит на верхнем бутоне растения, вторая клюет сердцевину созревшего плода, а третья - очевидно, уже насытившаяся гнилостной мякотью - лежит мертвая кверху лапками, все на том же камне-надгробии. Иоанн Креститель с грустью наблюдает, как твари божьи, прельстившись мнимой красотой и сладостью, гибнут, не осознавая своей греховной участи. В то время как другие животные — медведь, олени - мирно обитают в лесу, изображенному фоном за спиной святого.

История создания.

О жизни и творчестве Босха - этого удивительного мастера 16 века - сохранилось очень мало информации. Известно, что к моменту начала работы над полотном «Святой Иоанн Креститель в пустыне», художник получил заказ на картину «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», от правителя Нидерландов и короля Кастилии Филиппа I Красивого. Очевидно, монарх до того видел полотна художника, представлявшие собою густо написанные средневековые фрески. В своих многофигурных композициях Босх сочетал изощренную средневековую фантастику, гротескные демонические образы, со сценами бытовой жизни современников - необычным для искусства его эпохи реалистическим новшеством.

Но теперь художника влекло созерцательное восприятие религиозной жизни. В своих творениях он хотел не только обличать и гневно высмеивать греховные страсти современников, но и размышлять над их природой. Почему при всем понимании законов Божьих, люди непреодолимо тянутся к греховному? Вероятно, потому, что в человеческую память впечатан первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. Они ослушались Божьей воли, вкусили от запретного плода и тем повредили природу человека. Вот почему во многих картинах-размышлениях Босха, как и в этой, в центральной части композиции можно увидеть круглый красный или розовый плод, загадку привлекательности которого пытается познать святой человек, не попавший под очарование его зла.

Отношение автора к вере.

Около 1480 года Иероним Босх стал членом Братства Богоматери — религиозного сообщества, возникшего еще в 1318 году. В это Братство, посвященное культу Девы Марии. В братство входили и монахи, и миряне. Братья занимались делами милосердия. Согласно сохранившимся архивным данным, Босх был активным членом этого сообщества, оформлял створки алтаря капеллы Братства. В эпоху массовой безграмотности, он придумал и написал понятные его современникам обличающие образы.

Биография.

Настоящее имя художника - Ерун ван Акен, он родился около 1453 года в Хертогенбосе. Семья ван Акенов происходила из немецкого города Ахен и была издавна связана с живописным ремеслом. Первые уроки рисунка Иероним Босх получил еще в мастерской у деда, которая выполняла самые разные заказы — стенные росписи, золочение деревянной скульптуры, изготовление церковной утвари и написание картин.

Творческий псевдоним Ерун ван Акена - «Хиеронимус-живописец», впервые был упомянут в документе 1480 года, вероятно, из-за необходимости отделить себя других представителей своего рода. Тем не менее, Босх также жил и работал в родном Хертогенбосе, который тогда входил в состав Бургундского герцогства.

Некоторое время художник обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых затем ощущалось в разные периоды его творчества.

В 1478 году умер отец живописца, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Спустя 2 года он женился на Алейд Гойартс ван дер Меервенне, но детей в их браке не было. В этот же период мастер вступил в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу Девы Марии.

Художник создал множество разных произведений, в основном на религиозную тему. Практически ни одно из них он не подписывал и не датировал, поэтому исследовательские работы по Босху ведутся до сих пор.

Иероним Босх скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершилось в капелле собора Святого Иоанна, принадлежащего Братству Богоматери.

Спустя полгода после смерти художника его жена раздала родственникам то немногое, что осталось, и через 3 года скончалась.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий