Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Сюжет произведения Паоло Веронезе «Проповедь Иоанна Крестителя» основан на евангельской истории о человеке, который являлся предтечей Иисуса Христа. Упоминание об Иоанне, сыне Захарии, встречается у каждого из четырех евангелистов. Предтечей он был наречен потому, что его миссией стало приготовить путь Спасителю, подготовить израильский народ к Его пришествию.
В возрасте тридцати лет Иоанн Креститель начал проповедовать в Иудейской пустыне. В своих речах он призывал людей вести праведный образ жизни и покаяться в своих грехах.
На картине Веронезе изобразил Иоанна Крестителя в центре композиции, сотворив его наиболее ярким персонажем полотна. Он находится в окружении иудеев, лица которых выражают весьма разные эмоции: от задумчивости до презрения. Далеко не все слушающие были готовы принять факт своей греховности истоль скорого пришествия Мессии.
Характерным жестом простертой вдаль руки Иоанн Креститель указывает на поднимающего на холм Спасителя. По задумке художника, Он ещё остаётся немного в тени, однако совсем скоро настанет Его время, когда проповедь о приближающемся Царствии Небесном будет звучать уже из Его уст.
История создания
Конец 60-х годов XVI века был периодом расцвета мастерства живописца. К этому времени он приобрел известность не только в Венеции, но и за ее пределами. Крупные заказы поступали в огромном количестве. Творчество Веронезе как блестящего декоратора достигло своих вершин: его часто приглашали расписывать дворцы и виллы. Во многом его популярность объясняется тем, что Паоло был первым художником, который задумался о соответствии своих произведений архитектурным особенностям зданий. Работая в технике фрески, он с большим вкусом и знанием дела помещал свои картины в интерьер. Благодаря этому, живопись и архитектура великолепно дополняли друг друга и выглядели, как единое целое.
Практически все картины Паоло Веронезе, даже те, которые были написаны по мотивам евангельских сюжетов, носили подчеркнуто светский характер. На картинах художника отражено все великолепие и пышность современной ему Венеции: роскошь пиров, нарядов и пр.
Картина «Проповедь Иоанна Крестителя» не стала исключением: краски, выбранные художником для передачи цветовой гаммы одежды персонажей, также во многом отражают принятое в обществе понятие о богатстве, будь то пурпурно-алый, золотисто-желтый или насыщенно зелёный. Разумеется, сам живописец скорее выбирал эти оттенки без намерения подчеркнуть социальный статус евангельских героев, более вероятно, что это было обусловлено общей тенденцией.
Отношение автора к вере
Жизнь и творчество выдающегося итальянского живописца Паоло Веронезе приходится на эпоху Позднего Ренессанса. Сам по себе период Возрождения в искусстве подразумевал антропоцентризм, человеческая фигура являлась центральной на полотнах художников, если говорить о живописи. Вместе с тем для данного периода западного искусства характерно повсеместное обращение к библейским мотивам. Преобладающее большинство работ, выполненных в эпоху Ренессанса, предназначались для украшения той или иной церкви, собора, монастыря.
Нет доподлинно известной информации о вероисповедании и отношении к христианству художника, однако несложно сделать вывод о том, что художник, как минимум, прекрасно разбирался в Св. Писании. Разнообразие ветхозаветных и евангельских сюжетов, которые присутствуют в творчестве живописца, демонстрирует нам глубокое и детальное изучение им Божьего Слова.
Разумеется, в изобразительном искусстве Веронезе не отходил от общепринятых канонов живописи, ему было свойственно использование ярких, насыщенных цветов в одежде или относительно светское изображение библейских героев. Всё это было обусловлено основными тенденциями венецианской школы эпохи Возрождения. Но посвятить практически всю свою сознательную жизнь храмовой росписи и не задумываться о Божьей истине, о посмертной участи души, кажется маловероятным.
Биография
Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese), один из лучших творцов венецианской школы, родился в Вероне в 1528 году. Настоящая фамилия художника — Кальяри, а название родного города было впоследствии выбрано живописцем в качестве псевдонима. Паоло был пятым из сыновей скульптора и каменотеса Габриэля Кальяри.
Творческие способности в той или иной степени была присущи многим представителям семьи: живописи будущий художник учился у своего дяди Антонио Бадиле. Тот не был значительным мастером своего времени, однако смог привить мальчику любовь к искусству и помог ему раскрыть в себе талант художника. Дочь Антонио, Елена, в 1566 году вышла за Веронезе замуж. Семейная жизнь Паоло сложилась хорошо: он был счастливо женат и окружен детьми.
Работы в жанре монументально-декоративной росписи, в котором Паоло творил смолоду и до конца жизни, принесли ему известность уже в возрасте 25 лет. Произведения живописца отличает легкость исполнения и колорит, характерный для живописной школы Вероны. Кроме того, следует отметить, что образы, создаваемые художником Веронезе для картин на евангельские темы, были достаточно смелы для своего времени. Из-за своего свободомыслия Паоло даже подвергся суду инквизиции, однако был оправдан. Его всего лишь обязали исправить несколько спорных по содержанию картин.
В 1583 году талантливый живописец, устав от забот и трудов, приобрел имение, в котором планировал провести тихую и спокойную старость. Однако всего через несколько лет тяжелая болезнь свела его в могилу. Умер он от воспаления легких в 1588 году в Венеции.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.