Проповедь Иоанна Крестителя - Эльсхаймер Адам

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Проповедь Иоанна Крестителя
Проповедь Иоанна Крестителя
Автор: Эльсхаймер Адам
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Проповедь Иоанна Крестителя
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1598 год

Описание произведения

Иоанн Креститель жил в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. Пищей ему служили акриды и дикий мед. По исполнении тридцать лет, ему был глас Божий, призывающий на проповедь грядущего Мессии. Свое служение Иоанн начал в Иудее, на реке Иордан с призыва: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие!" (Мф. 3:2). К Иоанну стали приходить со всех концов страны люди самых разных сословий, чтобы услышать слова его проповеди. Приходящие омывались в водах Иордана и исповедовали свои грехи. При этом Иоанн Креститель говорил: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). Когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, Иоанн засвидетельствовал, что Он есть ожидаемый Мессия.
Адам Эльсхаймер, иллюстрируя проповедь Иоанна Крестителя, во-первых, показал ее многолюдность. На береговом склоне, под кронами высоких деревьев собрались люди разного возраста и социального положения. Здесь и крестьяне, приехавшие на телеге, и воины верхом на конях, и обособленно и чинно стоящие фарисеи. Лица всех направлены к худенькой фигуре пророка, который, судя по жестам, произносит вдохновенную речь.
Основную часть полотна занимает изображение лесного пейзажа, который призван раскрыть смысл евангельского сюжета. Величественные стволы деревьев и смыкающиеся кроны дают ощущение прекрасного здания, храма, созданного Самим Богом. При этом на картине присутствуют засыхающие растения, символически обозначающие уходящий Ветхий Завет. В левом верхнем углу художник показал яркое светящееся пятно, каким обычно изображают отверзшиеся небеса и в них славу Божию. Свет, пробиваясь сквозь лесную крону, образует три световых пятна, которые равноудалены друг от друга. Это может символизировать три Лица Святой Троицы, которые были явлены при крещении Иисуса Христа.

История создания

Картина "Проповедь Иоанна Крестителя" написана Адамом Эльсхаймером в 1598 году и относится к раннему этапу его творчества. Согласно биографии художника, в этот год он переехал из Франкфурта в Мюнхен. Таким образом, произведение могло быть написано либо в мастерской его учителя Филиппа Уффенбаха, либо в мюнхенской мастерской Иоганна Роттенхаммера, где он начал знакомиться с работами венецианских живописцев.

Отношение автора к вере

"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Петр. 4:10-11). Применяя эти апостольские слова к жизни Адама Эльсхаймера можно сказать, что всю свою короткую жизнь он посвятил развитию живописного таланта. Сам творческий путь стал для него способом познания себя и окружающего мира, а результаты работы послужили прославлению Бога и проповеди Евангелия. Художнику близка тема природы, в его произведениях она живет своей собственной жизнью, не соперничая при этом с библейским сюжетом, а добавляя ему реалистичности и возвышенного вдохновения. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим. 1:20).
Недолгая жизнь художника закончилась в центре католического мира, в Риме. Он удостоился чести быть погребенным в базилике Святого Лаврентия, где хранятся мощи мученика за Христа.

Биография

Адам Эльсхаймер родился 18 марта 1578 в Франкфурте-на-Майне в многодетной семье портного. Живописи в течении пяти лет Адам учился у франкфуртского художника Филиппа Уфенбаха, большого поклонника Дюрера и Грюневальда. Считается, что в юности художник испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. В 1598 году он покинул Франкфурт и отправился в Мюнхен, где работая в мастерской Иоганна Роттенхаммера, познакомился с работами венецианских живописцев. В возрасте 20 лет Эльсхаймер навсегда покинул Германию.
После недолгого пребывания в Венеции, живописец поселился в Риме. В 1606 году Адам женился на Карле Антонии Стюарт, девушке, имеющей шотландские корни. По некоторым свидетельствам, чета жила в финансово стесненных условиях. На художественное становление Эльсхаймера повлияли работы Тициана, Веронезе и Тинторетто, которые он изучал в Риме. Здесь он завел дружбу с Рубенсом, который был лишь на год старше. Совместно с Питером Ластманом, будущим учителем Рембрандта, он создал работы в духе "поэтической живописи", предвосхитившие эстетику романтизма. Эльсхаймер предпочитал работу с малым форматом, в котором обнаружил неизвестные до той поры возможности. Рубенс считал, что он несравненен в ландшафтах. Его работами восхищались авторы голландской школы пейзажа и Клод Лоррен, на чье понимание пространства Эльсхаймер повлиял больше других.
С точки зрения влияния на живопись XVII века Эльсхаймер оказывается в одном ряду с Караваджо. В немецком барокко нет равного ему по значению, его картины завораживали современников, им подражали Рембрандт и Рубенс, а количество выполненных под него работ поражает.
Адам Эльсхаймер прожил всего тридцать два года. Известно относительно мало его картин и почти все они небольшого масштаба и написаны на медных пластинах. Кисти художника приписывается 40 картин и 30 рисунков и гуашей.
Скончался Адам Эльсхаймер 11 декабря 1610 и был похоронен в базилике Сан-Лоре́нцо-ин-Лучи́на недалеко от алтаря Мира в Риме. Могила не сохранилась, но в 2010 году в левой части здания была размещена мемориальная доска, прославляющая художника, как первого использовавшего телескоп для изображения звёздного неба.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий