Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием в 16 клеймах - Ярославская школа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием в 16 клеймах
Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с житием в 16 клеймах
Иконописная школа/ автор: Ярославская школа
Местонахождение: Ярославский художественный музей, Ярославль
Название иконы: оанн Предтеча Ангел Пустыни с житием в 16 клеймах
Время создания: Середина XVI века.

Описание иконы.

Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» с 16-ю клеймами из Ярославского художественного музея имеет высоту 141,7 см и ширину 94,5 см. В этом изводе особенно ясно звучит мотив относимых к Иоанну библейских слов об ангеле, «посылаемом приготовить путь Господу». За плечами стройного, смуглоликого Иоанна, одетого в милоть и плащ, широко распахнуты крылья в напоминании о великом, близком к ангельскому подвигу пророчества. В выразительном жесте речения поднята его правая рука, а в левой свиток, на котором надпись: «Се агнецъ Божий вземляй грехъ сего мира приидите покаитесь приближибося Царствие Небесное оуже бо секира при корени».

Весь облик Иоанна дышит таинственной, преобразившей его плоть силой, позволяющей ему это пророчество свершить. Ощущение яркого, наполняющего эту плоть свечения рождают охристые абрисы крыльев и такая же обводка средника, которая словно являет отблеск от них. Строг взгляд Иоанна, он прозревает грядущее, видит Царство Небесное, обретаемое людьми лишь ценой покаяния.

Иоанн одет в одежды, по которым в иконописи узнают пророков - гиматий и милоть из грубой шерсти. Лик Иоанна мирен, однако в его глазах кроется бесконечная скорбь – ему ведом печальный путь правды и страшны открывшиеся его мудрости человеческие грехи. Словно в подтверждение этого ведения он держит в левой руке чашу с собственной отрубленной головой.

Окружающие средник клейма довольно крупных размеров, их содержания легко читаются, так как число участников в каждой сцене невелико, и они не отягощены деталями. Колорит иконы построен на довольно мягких сочетаниях цветов. Клейма на этой иконе надо рассматривать подобно чтению книги – от верхнего левого на право, с каждым рядом спускаясь взглядом, как по строкам, проходя через средник слева на право.

На первом клейме изображено явление ангела Захарии. Приход на землю Предтечи Господня предсказывали еще ветхозаветные пророки. Евангелие повествует, что в одном иудейском городе жили праведные священник Захария и его жена Елисавета. Несмотря на преклонный возраст, детей у них не было. Однажды, когда Захария служил в храме, ему явился Ангел Господень и возвестил, что его молитвы услышаны и Елисавета скоро родит сына – Иоанна, который станет великим человеком перед Господом. Захария засомневался, поэтому был лишен возможности говорить вплоть до исполнения благовестия.

На втором клейме представлено появление Захарии перед народом после общения с ангелом. Захария пытается знаками поведать о чуде, произошедшем с ним.

Третье клеймо показывает встречу Захарии и Елизаветы после явления им обоим ангела с благовестием о скором рождении у них сына. Этот евангельский сюжет имеет свой разработанный иконографический канон, так как его воспоминанию посвящен православный праздник Зачатие Иоанна Предтечи.

На четвертом клейме можно увидеть важное евангельское событие – встречу Марии и Елисаветы, на которой впервые был прославлен Господь Иисус Христос.

Пятое клеймо посвящено празднику Рождества Иоанна Предтечи, оно представляет собой упрощенный вариант иконы праздника, выполненный в миниатюре.

На шестом клейме вспоминается убиение Захарии, которое описано в Протоевангелии Иакова. Апокриф повествует, что Захария был убит перед храмом по приказу царя Ирода за нежелание выдать местонахождение своего сына.

Седьмое клеймо показывает, как Елизавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования воина Ирода. Композиция клейма точно передает суть рассказа: гора принимает в свои недра мать с Предтечей, но закрывается перед преследователем.

На восьмом клейме можно видеть, как ангел уводит младенца Иоанна в пустыню после смерти Елисаветы. По преданию, Предтеча возрастал там и укреплялся духом, питаясь медом диких пчел и акридами – крупными съедобными насекомыми.

Девятое клеймо показывает Иоанна уже зрелым мужем, молящимся в пустыне. Подобный иконографический извод распространен в полноразмерных иконах Иоанна Предтечи. На Иоанне одежда из верблюжьего волоса, «пояс кожаный на чреслах», он молится, его благословляет Господь, в руках свиток, как у всех ветхозаветных пророков.

На десятом клейме изображен отрывок из евангельской истории, который прославлен в двунадесятом празднике Богоявления. Фрагмент хорошо передает иконографическую традицию праздника.

Одиннадцатое клеймо показывает, как Иоанн омывает пришедших нему иудеев в реке Иорадан, проповедуя им покаяние. Рядом стоят фарисеи и саддукеи, которых Предтеча назвал «порождения ехиднины».

Двенадцатое клеймо представляет малораспространенный в иконографии восточной церкви сюжет пира у Ирода. Там можно увидеть танец Саломеи, который стал причиной прекращения жизни Предтечи.

Трагическое завершение жизни Пророка и Предтечи Христова Иоанна показано на тринадцатом клейме. Он был усечен мечом, для того, чтобы его глава оказалась доставленной Саломее на блюде, прямо на пир. Этот сюжет также получил подробную разработку в православной иконографической традиции.

Четырнадцатое клеймо показывает погребение главы Иоанна Предтечи. Так как Иродиада запретила хоронить его главу вместе с телом, то благочестивая служанка тайно вынесла ее и похоронила.

Первое обретение главы Иоанна Предтечи вспоминается на пятнадцатом клейме. В IV веке ее обрел вельможа Иннокентий, который построил на вероятно месте погребения главы церковь. При закладке фундамента он нашел главу и по происходящим чудесам понял, что это глава Иоанна, и место погребения истинно.

На шестнадцатом клейме показано второе обретение главы Иоанна Предтечи. По преданию, обретший главу Иннокентий после того, как по стране распространилось неверие, спрятал ее в своей церкви. Со временем, она обветшала и разрушилась, и место погребения главы опять было утеряно. Второй раз, век спустя, Иоанн Креститель являлся сам, сначала монахам, потом горшечнику и архимандриту, указывая места погребения главы. События первого и второго обретения главы вспоминается православной церковью в один день.

История образа.

Об Иоанне Предтече повествуют все четыре евангелиста. Апокрифы дополняют Евангелия, рассказывая о том, как Иоанн был чудесно спасен своей матерью, праведной Елисаветой, когда Ирод устроил избиение младенцев после рождения Спасителя. Младенец «возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю». «Явившись перед Израилем», Иоанн начал проповедовать о покаянии. Как на предсказание об этой проповеди, указывают евангелисты на слова ветхозаветных пророчеств о том, что будет «глас вопиющего в пустыне, чтобы приготовить пути Господу» и что пошлет Он «ангела своего приготовить себе путь». Иоанн, пребывая в пустыне, питающийся акридами и медом диких пчел, одетый в одежду из верблюжьего волоса, напоминал ветхозаветного пророка, однако жизнь его была наполнена новым, «новозаветным» смыслом.

Сначала Иоанна Предтечу живописцы изображали только во время Крещения Господня, позже сформировался его индивидуальный образ, как длинноволосого зрелого мужа в пустыне. В конце XIII века эта иконографическая схема была дополнена изображением крыльев. Первоисточником образов «крылатого» Иоанна Предтечи является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...». (Мал. 3: 1). Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча стал обладателем естества, равного ангельскому, вследствие своего аскетического подвига. Наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в русском искусстве XVI – XVII веков.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи повлияло на формирование его иконографического житийного цикла в соответствии с литературной традицией Жития святого. Изображения отдельных эпизодов Жития появились еще в ранневизантийском искусстве в V – VII веках, когда началось формирование иконографического цикла Иоанна Предтечи. На Руси житийные циклы Иоанна Предтечи переживали период расцвета в XVI – первой половине XVII века.

Восприятие роли Иоанна Предтечи, предварившего Первое пришествие Христа, было особенно актуальным в атмосфере эсхатологических ожиданий в правление Иоанна IV, крещенного во имя Иоанна Предтечи. От времени его правления сохранилось большое количество икон святого – царь заказывал их мастерам, после написания вкладывал в храмы и монастыри. В это трудное для Руси время с особым напряжением люди вникали в образ «лучшего из людей», ища в нем опоры и помощи.

Количество клейм в составе циклов изменялось от 4 до 24, хотя была разработана иконография более 40 фрагментов Жития. Нестабильность состава житийного цикла Иоанна Предтечи была обусловлена состоянием древнерусской житийной литературы о святом, насчитывавшей множество вариантов Жития, разнообразных по содержанию.

Особенности иконописной школы.

Ярославская школа иконописи стала развиваться вскоре после того, как Ярославль стал центром удельного княжества в начале XIII века. Для ярославских икон характерны чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма. Образы нередко подчеркнуто декорированы, что придает им особую жизнерадостность, строгость в изображении ликов часто отступает перед добротой и человеколюбием. При Иване Грозном, после покорения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, и открытия в 1553 году англичанами пути в Москву через Белое море, Ярославль становится одним из важнейших центров торговли России. Здесь перекрещивались торговые артерии, соединявшие Москву со странами Западной Европы и Востока. Англичане строят в городе факторию и снаряжают "водоходное судно, какого дотоле не видывали в России", для отправки товаров по Волге к берегам Персии. Для укрепления местной торговли и развития ремесел Грозный по примеру Ивана III переселяет в Ярославль новгородских купцов и ремесленников, дает им многие льготы.

С середины XVI века служилые люди — дворяне, купцы и ремесленники играют в жизни города все большую роль. На деньги этих людей возводят на посадских улицах и площадях новые храмы. Поначалу их строят из дерева, но позже начинается активное каменное строительство, причем самыми частыми заказчиками помещаемых в храмы образов у мастеров живописи выступают посадские люди. Сохранившиеся в Ярославле иконы второй половины XVI века в основном принадлежат творчеству местных мастеров. Расцвет местной иконописной школы наступил в XVII веке.

В ярославских иконах часто присутствуют исторические или бытовые фрагменты. В них заметно стремление к более свободной трактовке канонических сюжетов, композиции приобретают жанровый характер. В числе икон преобладают житийные образа — иконы, в которых изображения святого или группы святых сопровождаются рядами клейм. Эти небольшие сцены из житий святых художники нередко насыщают подробностями бытового плана. По мастерству исполнения произведения ярославских иконописцев второй половины XVI века часто не столь профессиональны, как творения столичных художников, но в них отражено более живое и непосредственное отношение к окружающему миру. В Ярославском художественном музее хранятся две большие житийные иконы с изображением Иоанна Предтечи – с 16-ю и 20-ю клеймами.

С 80-х годов XVII века ярославских мастеров ценят на территории всей Руси, и они работают в разных городах государства. Ярославская икона этого времени отличается ясным строем сцен, лаконичностью образов, строгими силуэтами, и, вместе с тем, множественностью деталей.

Автор текста: Серафима Царан.

Оставить комментарий