Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Статуя северного портика Казанского собора в Санкт-Петербурге «Иоанн Креститель» выполнена из бронзы. Святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень изображён вышедшим на проповедь и начинающим свою речь. Об этом свидетельствует его жест правой руки со сложенными перстами, означающий античный жест говорения. Вероятнее всего, в этот момент он произносит свои знаменитые слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Однако образ Иоанна Крестителя, запечатлённый скульптором, существенно отличается от его евангельского описания. Иоанн Предтеча предстаёт перед нами не как аскет и подвижник, а как античный герой с полуобнажённой фигурой. Его волосы и борода средней длины, телосложение спортивное, причём скульптура передаёт в большей степени телесную реалистичность, чем духовную суть библейского персонажа.
История создания
Одна из статуй, оформляющих северный портик Казанского собора, – бронзовая скульптура «Иоанн Креститель», выполненная И. П. Мартосом в 1807 году. Об Иоанне Крестителе (или Иоанне Предтече) писали все четыре евангелиста, о нём упоминали ветхозаветные пророки, называя его «гласом вопиющего в пустыне». В Новом Завете его неоднократно сравнивали с Илией, которому надлежит прийти в последние времена перед вторым Пришествием Иисуса Христа. В святоотеческой литературе Иоанна Предтечу называют первым монахом и первым аскетом, так как он жил в пустыне, ел акриды и дикий мёд, носил пояс из верблюжьей шерсти. Свою проповедь он начал с призыва к покаянию. Образ, созданный И. П. Мартосом, к сожалению, не несёт этого содержания: скульптор использовал стиль античной пластики, подчёркивая красоту и силу физического тела.
Отношение автора к вере
На духовную жизнь скульптора Ивана Мартоса повлияли как его воспитание, так и образование, и, особенно, учёба в Риме. Он не был чужд православной традиции, поскольку имел казаческое происхождение, что неразделимо с православной верой. В его творчестве религиозной тематике посвящено несколько произведений: например, для строившегося Казанского собора скульптор создал грандиозный пятнадцатиметровый барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», который установлен на аттике восточной колоннады. Также он создал статую Иоанна Крестителя, расположенную в нише центрального портика, небольшие барельефы над окнами и пятиметровую коленопреклоненную статую архангела Гавриила, которая была создана для фасада здания, но, к сожалению, не сохранилась. Работы скульптора, посвящённые библейским персонажам, были выполнены не в византийском стиле, а в стиле античной пластики, которой И. П. Мартос учился в Италии.
Если говорить о человеческих качествах скульптора, то он отличался высокой нравственностью и чувством справедливости. По отзывам современников, Иван Петрович отличался гостеприимностью и имел «доброе, искреннее сердце». В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал.
Биография
Знаменитый скульптор и художник Иван Мартос родился в 1754 году в сотенном местечке Ичня Прилуцкого полка Войска Запорожского (сейчас это Черниговская область Украины) в казацко-старшинской семье. Основателями рода Мартосов были Мартин и Павел Мартосы, переселившиеся в Лохвицу на Полтавщине с Правобережья Днепра в конце ХVII века. Вероятно, фамилия Мартос (Мартус) балтийского происхождения, хотя есть версия о греческом и даже об испанском её происхождении.
Отец скульптора, Пётр Михайлович Мартос, был ичнянским сотенным атаманом (помощником сотника). А. М. Лазаревский утверждал, что Петр Мартос был корнетом, откуда и происходит информация о дворянстве отца скульптора. В действительности корнетом был племянник и полный тезка отца скульптора, сын его брата Михаила, есаул Воронковской сотни Переяславского полка.
Выехав из Ични в детском возрасте, Мартос больше никогда не бывал на родине, хотя есть публикации, где утверждается противоположное. Ичнянский краевед В. Балабай писал о Мартосе так: «Система воспитания оторвала гениального скульптора от Украины. Национальная тема в его творчестве вовсе отсутствует. А его любовь к Украине проявлялась только в желании посетить родную землю. Но за свою долгую жизнь он так и не успел этого сделать, имея все возможности».
Иван Мартос был принят в воспитанники Императорской Академии художеств в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764-м, а окончил курс в 1773-м с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
Вернулся он в Санкт-Петербург в 1779 году и тотчас же был определён преподавателем ваяния в академии. Там он получил звание «назначенного в академики» за скульптуру «Андемион спящий». Звание академика он получил в 1782 году за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов». Стал адъюнкт-профессором в 1785 году, членом Совета Академии художеств с 1788 года. В 1794 году И. Мартос был уже старшим профессором, в 1814-м — ректором по скульптуре. В 1831 году он оставил работу в академии по состоянию здоровья. Об этом он писал своему племяннику И. Р. Мартосу 10 октября 1830 года: «Что ж касается до моего здоровья, то оно в большом упадке: от службы по академии я должен отказаться, потому что ходить на верх не могу по причине недуга, который только позволяет мне сидеть». За заслуги скульптора перед Академией ему присвоили звание Почетного ректора скульптуры.
Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях. Умер Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.
Автор текста: Сарра Биллер