Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Иоанн Креститель изображен мастером совсем юным, с длинными завитыми локонами, одетым в одежды из верблюжьей шерсти, с тростью в виде креста в левой руке и указующим на небо перстом правой руки. Этот образ Крестителя, прекрасного юноши с загадочной улыбкой на лице, резко диссонирует как со средневековой иконописной традицией, где св. Иоанн изображался как аскет-пустынник с задним планом, выстроенным по принципам обратной перспективы, так и с ренессансными изображениями Крестителя, уже постепенно отходившими от иконописных традиций древности и изображающими фигуру Предтечи объемной, со светотеневымих эффектами и с применением прямой перспективы заднего плана. Леонардо, знакомый со средневековыми художественными традициями, будто бы специально пишет образ Крестителя в маньеристическом стиле светского портрета, воспевая гимн молодости, красоте человеческого тела и на какое-то мгновенье зрителю может показаться, что это очередной портрет одного из учеников мастера (по легенде натурщиком был ученик Леонардо Салаи), изумительно написанный в отточенной до совершенства технике сфумато, с еле заметными светотеневыми переходами на фигуре, которая выделяется ярким, светящимся как бы изнутри световым пятном на темном фоне глухого заднего плана, оттягивая на себя основное внимание зрителя.Лишь хорошо приглядевшись, мы замечаем выступающий из темноты посох с навершием в виде креста и странные мохнатые одежды. По этой атрибутике мы понимаем, что это св. Иоанн Креститель, хрупкий и внешне прекрасный, но внутренне готовый к предстоящему крестному пути и жертве за Христа, о чем говорит жест правой руки, с перстом указующим на небо, на невидимого Спасителя мира.
История создания.
Картина Иоанн Креститель была написана Леонардо да Винчи в 1513 г. и является последним произведением художника, виртуозно выполненным в изобретенной им технике сфумато - особой живописной манере передачи пространства с эффектом воздушности и плавными светотеневыми переходами. Картина была привезена Леонардо из Италии во Францию, где он жил по приглашению короля Франсиска 1 последние несколько лет перед смертью. После кончины художника картина принадлежала королю Франсиску 1, затем была подарена английскому королю Карлу 1, в 1662 г. произведение вновь возвращается в коллекцию французских королей, а с 1792 г. становится национальным достоянием французской Республики.
Отношение автора к вере.
По характеру Леонардо был достаточно скрытным человеком, будучи талантливым писателем и интересным рассказчиком, оставив потомкам свои дневники и глубокомысленные притчи, он ни где в них не делится своими внутренними переживаниями; невидимого духовного человека он в полной мере раскрывает лишь в своих живописных произведениях. Одно из первых известных нам духовных работ художника - это выполненное юным Леонардо изображение ангела на картине Крещение Христа, заказанной его учителю Верроккьо. По легенде, увидев эту работу, побежденный учитель никогда больше не брался за кисть, а Леонардо написал еще много работ духовного содержания - это картины с изображением Мадонны с Богомладенцем, Благовещения, Поклонения волхвов, св. Иеронима, Иоанна Крестителя, фреска Тайная вечеря и т.д. Художник выполнял заказы меценатов Флоренции, Венеции и Милана, служил при дворе короля Франции, работал для лиц духовного сана.Фреску «Тайная вечеря» художник писал по заказу миланского герцога для трапезной монастыря, Санта Мария делла Грацие более 3 лет, испытывая новую технику писания темперой по грунту из смеси смолы, гипса и мастики, что пагубно отразилось на сохранности произведения, уже через 50 лет фреска была практически утрачена из-за осыпания красочного слоя. Последнее годы, живя по приглашению французского короля в замке Кло, Леонардо работал над картиной Иоанн Предтеча.
Биография.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано недалеко от городка Винчи и был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьера да Винчи и обычной крестьянской девушки Катерины; с 3 лет он воспитывался в доме отца и должен был унаследовать его профессию, но особые таланты юного Леонардо к живописи, когда, по преданию, на деревянном щите мальчик изобразил реалистически устрашающую голову Медузы Горгоны, побудили отца отдать его подмастерьем в художественную мастерскую Верроккьо во Флоренции, где Леонардо знакомится со знаменитыми художниками кватроченто Гирландайо и Боттичелли, изучает скульптуру, живопись и технические науки; к этому времени относится первая работа Леонардо - изображение ангела на картине Крещение Христа, заказанной его учителю. Получив в 20 лет квалификацию мастера в Гильдии св. Луки, художник работает во Флоренции и пишет ряд своих самостоятельных произведений; к этому времени относится Мадонна Бенуа, находящаяся в Санкт Петербургском Эрмитаже, в этот период Леонардо выполнил свой первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо, который остался не законченным. С 1482 г. Леонардо переезжает в Милан и заступает на должность придворного инженера и архитектора у герцога Лодовико Моро. К этому периоду относится одна из известнейших работ художника, выполненная им для трапезной монастыря, Санта Мария Делла Грацио - фреска Тайная вечеря, написанная художником в экспериментальной технике и практически утраченная в наше время. В 1503 г. Леонардо начинает работать над своим самым известным произведением - портретом Мона Лиза, с которым художник не расставался вплоть до своей смерти. С 1513 г. Леонардо с учениками переезжает в Рим под покровительство папы Льва 10, здесь мастер начал работу над своей последней картиной Иоанн Предтеча. Здоровье художника к тому времени было сильно подорвано, он с трудом передвигался и плохо видел. Последние несколько лет жизни Леонардо жил во Франции в замке Кло на попечении своего друга и поклонника короля Франсиска 1, скончался художник 23 апреля 1519 г.