«Проповедь Святого Иоанна Крестителя» - Аллори Алессандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Проповедь Святого Иоанна Крестителя»
«Проповедь Святого Иоанна Крестителя»
Автор: Аллори Алессандро
Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция
Произведение: «Проповедь Святого Иоанна Крестителя»
Жанр: Художественное
Год создания: 1601–1603 гг.
Эпоха/течение: Маньеризм, религиозная живопись

Описание произведения

«Проповедь Святого Иоанна Крестителя» – полотно кисти итальянского художника Алессандро Аллори. Оно основано на евангельском рассказе о человеке, который проповедовал людям о пришествии в мир Христа. Иоанн Креститель был сыном первосвященника Захарии и его жены Елизаветы. Он был немного старше Иисуса, долгое время вёл аскетичный образ жизни, находился в пустыне. Начав проповедовать иудейскому народу, он провозглашал скорое явление Мессии и призывал всех к покаянию и водному крещению. 

На картине Иоанн Предтеча (как его ещё называют) изображён в момент своей проповеди. Его окружают люди совершенно разных возрастов: от младенцев до старцев. Речи Иоанна были немногословны, но очень убедительны. Сам проповедник облачён в привычное ему скудное одеяние из шкуры животных, а в руке держит крест. Собравшийся народ внимательно и сосредоточенно слушает слова Иоанна Крестителя, убеждающего покаяться во грехах. Атмосфера спокойствия царит на картине, чему во многом способствует отсутствие напряжения в позах персонажей, а также приятный глазу пейзажный фон, выполненный в мягких зелёных тонах. 

История создания

          Данная работа Аллори является одной из последних, созданных незадолго до его смерти. Она выполнена маслом по меди и имеет достаточно небольшой размер – 39 × 47  см. Вместе с тем картина является многофигурной, а мастерство, которого достиг художник к тому времени, позволило ему грамотно выстроить композицию, не нагрузив сюжет при обилии персонажей. Проповедующий Иоанн Креститель нередко становился образом, который изображали различные мастера живописи. Яркая личность этого новозаветного героя описана каждым из четырёх евангелистов. Алессандро Аллори, для которого библейские сцены были основой его творчества, разумеется, включил и проповедь Иоанна перед народом в ряды своих произведений. Эта великолепная иллюстрация евангельского отрывка, написанная между 1601 и 1603 годами, в настоящее время украшает Палаццо Питти во Флоренции. 

Отношение автора к вере

           Будущий выдающийся мастер эпохи маньеризма родился и вырос в традиционной католической семье. Основным направлением, выбранным им в живописи, стали религиозные сюжеты (помимо работ на мифологические темы и не менее великолепные портреты). Алессандро Аллори принадлежит роспись большого количества церквей, его фрески до сих пор украшают флорентийские соборы. Выполненные художником работы на основе Библии отличаются вниманием к деталям и стремлением передать с помощью кисти духовную составляющую каждого эпизода. Образ Христа на его картинах выглядит по-особенному светлым и возвышенным. Насколько глубока была собственная вера живописца, остаётся лишь догадываться сейчас. Но, несомненно, его произведения красноречиво говорят о стремлении автора постигнуть посредством их вечные христианские истины. 

Биография

Алессандро ди Кристофано ди Лоренцо дель Бронзино Аллори (Флоренция, 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) был итальянским художником-портретистом поздней маньеристской флорентийской школы. В 1540 году, после смерти отца, его воспитал и обучил искусству близкий друг, которого часто называют его «дядей», художник-маньерист Аньоло Бронзино, чье имя он иногда упоминал в своих картинах. Посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинами Микеланджело добавило к изысканной манере живописи флорентийского художника несомненное влияние великого мастера.

Художник возвратился на родину во Флоренцию, где вскоре стал одним из основных живописцев для правящей семьи Медичи. Первой известной работой Аллори был запрестольный образ, написанный в 1560 году для Часовни святой Аннунциаты, часть алтаря о Страшном суде, в котором заметно влияние Микеланджело. Когда великий герцог Тосканы Медичи распорядился расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо (ратуша Тосканы), Аллори начал работать над росписями совместно с Вазари. Работа в Палаццо Веккьо была закончена после смерти Бронзино, который был главным живописцем герцога Медичи много лет. Аллори в Палаццо Веккьо закончил работы Бронзино и самостоятельно создал великолепную живописную композицию, названную «Ловля жемчуга». Картину «Ловля жемчуга», которую считают шедевром живописи маньеризма. 

Жизнь и искусство художника Алессандро Аллори были тесно переплетены с заказами, которые получала мастерская Бронзино, но творческое наследие флорентийского живописца Аллори имеет и собственное хорошо ценимое собрание произведений. Живопись флорентийского художника, типичная для флорентийского маньеризма последней четверти XVI века, влияла на художественный стиль в Тоскане в течение почти пятидесяти лет после смерти живописца. Аллори был одним из последних известных живописцев маньеризма, период которого закончился вместе с его смертью. 

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.





Оставить комментарий