Проповедь Иоанна Крестителя - Рембрандт Харменс ван Рейн
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Многофигурная композиция голландского художника Золотого века Рембрандта ван Рейна «Проповедь Иоанна Крестителя» с первого взгляда поражает обилием участников события. Можно провести немало времени, рассматривая каждого изображенного здесь персонажа. Основное внимание художник направляет на центральную фигуру Иоанна Крестителя. Он стоит на небольшом возвышении, простирая правую руку к окружающим его людям, а левую - прижимая к сердцу. Его запачканная, местами рваная одежда свидетельствует об отшельническом образе жизни. Человек, который предпочёл уединение и молитвы материальным благам этого мира, теперь свидетельствует о приближении Царства небесного, призывает к покаянию и крещению.
Художник выделяет место проповеди ярким светом, тогда как остальная часть полотна остаётся в сумерках. Свет символизирует грядущего Христа, служение Которого вот-вот начнется, а пока мир погружён во тьму, олицетворяющую грехи и пороки.
В собравшейся толпе можно увидеть людей всех возрастов и разных социальных статусов. Здесь и матери с младенцами, и старики, и учёные мужи, и воины. Каждый из них внимает словам Иоанна, кто-то слушает с недоверием, иные - с трепетом. Однако никто не остаётся равнодушным.
Можно заметить, что художник многие лица писал почти схематично, несколькими линиями, но даже это не мешало ему передать различные эмоции, которые читаются в их глазах. Работу отличает умение мастера чувствовать и проживать происходящее на холсте так, будто бы он сам являлся свидетелем проповеди Иоанна Крестителя.
История создания
Картина была создана мастером во времена, которые поистине считаются наиболее плодотворными для Рембрандта. Он был счастлив с любимой супругой, уже сложился его собственный художественный стиль, полотна стали узнаваемы и пользовались большой популярностью, принося автору многочисленные заказы. В работе «Проповедь Иоанна Крестителя» Рембрандт показал себя не только как прекрасный мастер тенебризма, но и виртуозно применил технику гризайля (вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого). Благодаря этому его полотно получилось фактурным, а рельеф - натуральным.
Об обличительной проповеди Иоанна писали все евангелисты. Сила слова и духа проповедника производила огромное впечатление на людей. Многие отвечали на его призыв очиститься и принять водное крещение в Иордане. Об этом произведении Рембрандта так отзывался ученик великого художника Самюэль ван Хоогстратен: «Я вспоминаю о прелестно скомпонованной картине Рембрандта, изображающей проповедь Иоанна, его великолепном показе внимания, с каким слушатели всех слоев общества его слушают, что является уже высшей похвалой проповеди».
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.